Аналитическая справка
по итогам тематического изучения состояния работы
по образовательной области «Речевое развитие»
в ГДОУ ЛНР ДССКВ «Подснежник»
В соответствии с планом УОВ, на основании приказа УОВ АГС ЛНР от
02.10.2019 197-о проводилось тематическое изучение «Об изучении
состояния работы по образовательной области «Речевое развитие» в ГДОУ
ЛНР ДССКВ «Подснежник».
Сроки проверки: 28-30 октября 2019 года.
Государственный образовательный стандарт дошкольного образования
Луганской Народной Республики определяет требования к речевому
развитию дошкольников, а именно: речевое развитие включает владение
речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря;
развитие связной, грамматически правильной диалогической и
монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и
интонационной культуры речи, фонетического слуха; знакомство с книжной
культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных
жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-
синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
В ходе проверки, мною, членом комиссии, воспитателем-методистом
ГОУ ЛНР УВК№8 г. Стаханова Двуречанской Ольгой Александровной
изучались вопросы:
1. Организация развивающей предметно пространственной среды по всем
направлениям образовательной области «Речевое развитие» .
2. Изучение планирования работы воспитателями.
3. Организация образовательной ситуации РР: «Развитие речи».
4. Изучение групповых материалов диагностического обследования по
РР (наличие инструментария по этому направлению).
5. Организация работы с родителями.
Тематическое изучение было проведено в форме посещения и анализа
обследования развивающей среды в группах, анализа календарных планов,
образовательных ситуаций, беседы с детьми и воспитателями.
Младшая группа «Радуга»
Анализ условий для речевого развития дошкольников младшей группы
показал, что в группе созданы условия для качественной организации работы
по развитию речи. Имеются наборы сюжетных картин по развитию речи,
наборы тематических иллюстраций: «Времена года», «Домашние животные»,
«Дикие животные», «Транспорт», «Продукты питания», «Одежда», «Мебель»
и др., в достаточном количестве пособия для развития мелкой моторики рук:
шнуровки, пальчиковые игры. Большое количество дидактических игр:
«Подбери нужное слово», «Придумай сказку про слова», «Как сказать
правильно», «Узнай героя сказки», «Что общего и чем отличается» и др.
дают возможность постоянного игрового разнообразия в формировании
речевой деятельности детей. В группе есть дидактическое пособие «Круги
Луллия» с разнообразными тематическими картинками. Есть каталог
дидактических игр по речевому развитию для данной возрастной группы.
Воспитателями проведена большая работа по созданию игровой и
театрализованной зоны, подобраны атрибуты и маски, разнообразные виды
детских театров: кукольный, пальчиковый, на фланелеграфе для
обыгрывания сказок.
В зоне сюжетно-ролевых игр созданы соответствующие условия для
развёртывания условий игры: «Семья», «Куклы у врача», «В
парикмахерской», «Строим дом».
В группе оформлен книжный уголок, на полочках расположены
красочно, ярко иллюстрированные книги по возрасту детей: русские
народные сказки, книжки-малышки, потешки. В группе достаточное
количество книг для периодической смены.
Однако нужно учитывать, что весь игровой и дидактический материал
должен находится в доступном для детей месте.
Рекомендации:
воспитателям необходимо опустить полки на высоту доступную
детям данного возраста.
Анализ тематического и календарного планирования работы по
развитию речи свидетельствует о соблюдении требований программы, учете
возрастных особенностей, системности изучаемого материала. В утренний
промежуток времени педагоги планируют беседы, дидактические игры,
словесные игры, лексические упражнения, направленные на расширение и
активизацию словаря детей, планируется индивидуальная работа. Для
проявления детьми творчества систематически планируются сюжетно-
ролевые игры, театрализованная деятельность. Регулярно в работе с детьми
используется художественная литература.
В календарном плане на все виды деятельности указывается литература
и номер карточки из картотеки. В группе имеется методическая база,
обеспечивающая качественную работу по реализации образовательной
области «Речевое развитие».
Тематическое изучение работы педагогов с детьми по речевому
развитию показало, что педагоги ведут систематическую, достаточно
компетентную работу с воспитанниками.
29.10.2019. Воспитателем Коротневой В.В. проведен открытый показ
образовательной ситуации на тему «О загадках и потешках». Программное
содержание соответствовала возрасту и знаниям детей. Занятие было
направлено на обогащение словаря детей, активизацию связной речи.
Воспитатель подготовила демонстрационный материал: для
заинтересовывающего момента куклу Катю, набор игрушек кот, петух,
корова, художественное слово загадки о животных, потешки «Петушок»,
«Водичка, водичка», «Уж ты котенька, коток». Занятие проведено в
игровой форме по единому игровому сюжету, методически правильно,
структура занятия четко продумана, двигательная активность достаточная.
На протяжении всего занятия воспитатель работала над речевым развитием
детей, закреплялся навык звукопроизношения. Каждый ребёнок был
задействован на занятии, проблем по освоению материала у детей не
возникало. При ответах на вопросы работа была индивидуальной и
фронтальной. Дети на занятии были активны, проявляли интерес к
событиям, выражали речевые и неречевые средства: радость, восторг. Речь
воспитателя грамотная, эмоционально выразительна.
30.10.2019. Воспитателем Егорычевой Т.А. проведен открытый показ
образовательной ситуации на тему «Составление описательного рассказа об
игрушках». Программное содержание соответствовала возрасту и знаниям
детей. Занятие было направлено на обогащение словаря детей, активизацию
связной речи. Воспитатель подготовила демонстрационный материал: для
заинтересовывающего момента волшебный сундучок с игрушками: кошка,
мышка, мишка, художественное слово загадки о животных, динамические
паузы в стихотворной форме с имитацией движений. Занятие проведено в
игровой форме по единому игровому сюжету, методически правильно,
структура занятия и рациональное размещение детей четко продуманы,
двигательная активность достаточная. Дети описывали игрушки, каждое
описание было индивидуально, интересно. Все дети принимали участие в
работе. Воспитатель учила использовать слова обозначающие качества
действия. Хорошо проводилась индивидуальная работа по
звукопроизношению. Речь воспитателя четкая, эмоциональная.
В сентябре в группе проводилось диагностическое обследование
освоения программных задач речевого развития воспитанниками. В группе
имеется диагностический инструментарий. Однако в картах обследования
не выведены уровни развития детей.
Рекомендации:
четко следовать методике заполнения диагностических карт;
в аналитической справке по итогам диагностического обследования
указывать детей для индивидуальной работы по определенным
разделам программы.
Анализ работы с родителями по речевому развитию показал, что в
группе имеется родительский уголок, в котором размещена информация
«Развиваем речь с помощью сказок», «Особенности речевого развития
ребенка раннего возраста», «Развитие связной речи у детей 4-5 лет».
Предлагаемый материал доступен , краток, эстетично оформлен.
Рекомендации:
разнообразить формы и методы работы с родителями по развитию
речевой активности детей (литературные вечера, конкурс по
совместному словотворчеству и др.);
активизировать формы работы по приобщению к семейному чтению:
конкурс книг-самоделок, конкурс чтецов и др.
У воспитателей отсутствуют наработки по самообразованию по данному
направлению. Отсутствуют дневники повышения квалификации.
Рекомендации:
всю методическую работу проводимую в дошкольном
образовательном учреждении фиксировать в дневниках повышения
квалификации педагогов.
Старшая группа «Сказка»
Анализ условий для речевого развития дошкольников старшей группы
показал, что в группе созданы условия для качественной организации работы
по развитию речи. На момент изучения был представлен дидактический
материал игры «Найди картинке место», «Замкни цепочку», «Подбери
слово», «Найди лишнюю картинку», «Чего на свете не бывает» и др; в
наличии картинки по основным лексическим темам, альбом «Времена года»,
«Животные и птицы», «Искусство росписи», схемы, плакаты о поведении в
природе «Что можно, что нельзя» недостающие картины берут в
методическом кабинете. В группе имеются игры для развития связной речи,
различные по структуре, способам игрового взаимодействия лото, пазлы,
ассоциации, парные картинки, игры на сравнение предметов, разрезные
картинки, количество частей и способы разреза соответствуют возрасту
детей. В группе есть дидактическое пособие «Круги Луллия» с
разнообразными тематическими картинками. Есть каталог дидактических
игр по речевому развитию для данной возрастной группы.
Имеется Центр книги, содержание которого определяется программой
и тематическим планированием. Выставленные в центре книги и альбомы
имеют яркие иллюстрации, привлекательный, эстетический вид и
соответствуют возрасту детей. Оформлена тематическая выставка по
произведениям Е.И. Чарушина. В группе педагогами собраны подборки
стихов, фольклорных форм, литературных произведений для чтения детям.
Развитию речи способствуют имеющиеся в группе различные театры,
игровые уголки, где возможно организовать общение детей в сюжетно-
ролевых играх «Семья», «Магазин», «Почта», «Больница» и др, уголок
природы, уголок математики и т.д. где дети могут общаться, обогащать
лексику новыми словами, необходимыми для наблюдений, описаний
наблюдаемых объектов и явлений.
В работе по развитию речи воспитатели используют игровую
технологию В.В. Воскобовича. В группе есть коврограф с набором для
занятий. Использование игровой технологии В.В. Воскобовича дает
возможность развивать у детей способность к анализу, сравнению,
обобщению, сериации и классификации, развивать аргументированную и
доказательную речь.
Анализ тематического и календарного планирования работы по
развитию речи свидетельствует о соблюдении требований программы, учете
возрастных особенностей, системности изучаемого материала.
Непосредственно образовательная деятельность запланирована в полном
объёме, соответствует возрастным особенностям детей, охватывает все
компоненты речевого развития в соответствии с программным содержанием
образовательной области «Речевое развитие». Для закрепления полученных
знаний планируются дидактические игры на развитие фонематического
слуха, обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя
и др. Регулярно в работе с детьми используется художественная литература.
В нерегламентированной деятельности планируется работа по загадыванию
загадок, организация общения с детьми по интересным для них темам.
Запланированы досуги, викторины, игры. В календарных планах педагогов
регулярно планируется индивидуальная работа с детьми по речевому
развитию.
Можно рекомендовать включать в календарный план работу по
словотворчеству, самостоятельную художественно-речевую деятельность.
В календарном плане на все виды деятельности указывается литература
и номер карточки из картотеки. В группе имеется методическая база,
обеспечивающая качественную работу по реализации образовательной
области «Речевое развитие».
Тематическое изучение работы педагогов с детьми по речевому
развитию показало, что педагоги ведут систематическую, достаточно
компетентную работу с воспитанниками.
29.10.2019. Воспитателем Глековой С.А. проведен открытый показ
образовательной ситуации на тему: Пересказ рассказа Е. Чарушина
«Лисята».
Перед началом занятия проведена эмоциональная гимнастика.
Для мотивации детей педагог использовала сюрпризный момент
таинственные следы в группе. Подготовила демонстрационный материал:
картину «Лиса с лисятами», портрет Е.И. Чарушина, художественное слово –
загадки, произведение Е. Чарушина «Лисята», подготовила ребенка для
проведения физкультминутки по теме занятия в стихотворной форме.
Занятие организовано в игровой форме, по единому игровому сюжету,
со сменой видов деятельности, что способствовало поддержке интереса
детей, продумана двигательная активность. Однако организация детей (их
размещение относительно картины) не правильное. Структура занятия
выдержана. Дети продемонстрировали умение слышать воспитателя,
слушать и слышать друг друга. При ответах на вопросы работа была
индивидуальной и фронтальной. На протяжении всего занятия воспитатель
работала над активизацией речевого развития. При подведении итога
образовательной ситуации дети самостоятельно дали оценку своей работе,
смогли рассказать о том, что нового узнали. Речь воспитателя грамотная,
эмоционально выразительная, является примером для детей.
Рекомендации:
продумывать размещение детей во время занятия.
30.10.2019. Воспитателем Крамаревой Ю.С. проведен открытый показ
образовательной ситуации на тему: «Малые фольклорные формы»
Воспитатель не продумала сюрпризный момент для мотивации детей.
Подготовила демонстрационный материал: картинки с изображением
овощей ( капуста, картофель, морковь, лук и др) художественное слово
загадки, пословицы и поговорки о труде, дружбе, дидактическую игру
«Найди картинку и узнай», подготовила ребенка для проведения
физкультминутки в стихотворной форме по теме занятия. Занятие
организовано в игровой форме, по единому игровому сюжету, со сменой
видов деятельности, что способствовало поддержке интереса детей,
продумана двигательная активность.
Речевая деятельность детей во время занятия и развивающий эффект
достаточны, присутствовали проблемные вопросы «Почему не правильно?» и
«Как бы вы поступили?».
Однако в ходе занятия воспитатель не акцентировала внимание детей
(хотя сама называла правильно) на правильном названии овощей картошка-
правильно картофель, морковка - правильно морковь. Показывая
иллюстрации к поговоркам и пословицам не вынимала их из файлов,
держала в руках (не размещая их на доске) это создавало эффект
деформации и затрудняло рассматривание детям.
При подведении итога образовательной ситуации дети самостоятельно
дали оценку своей работе, смогли рассказать о том, что нового узнали. Речь
воспитателя грамотная, эмоционально выразительная, является примером для
детей.
Рекомендации:
в повседневной работе с детьми закреплять правильное название
овощей: картошка картофель, морковка морковь, буряк свекла,
синенькие – баклажаны.
для демонстрации иллюстрационного материала использовать доску
для его крепления.
Беседа с детьми старшей группы показала, что для реализации задач по
развитию речи в режимных моментах воспитателями активно используются
игровые, здоровьесберегающие технологии (театрализация, дидактические
речевые игры, подвижные игры со словами и др), организуется элементарная
исследовательская деятельность детей (сбор информации о природных
объектах), активно применяются словестные методы: составление рассказа,
проблемные вопросы; наглядные схемы. Из рассказа детей видно, что
хорошо организуется работа по речевому развитию во время наблюдения
как на прогулке, так и в утренний и вечерний отрезки времени: за птицами,
кустарниками и деревьями за сезонными изменениями связанными с
уменьшением светового дня, температурой воздуха и др. Ставится акцент на
установление детьми причинно-следственных связей, формирование умений
делать элементарные выводы, устанавливать взаимосвязь в живой и неживой
природе. У детей достаточный словарный запас, хорошо развита связная
речь. Все дети легко идут на речевой контакт, однако есть дети с
проблемами в звукопроизношении.
Рекомендации:
больше индивидуально работать с детьми по формированию
звукопроизношения.
В сентябре в группе проводилось диагностическое обследование
освоения программных задач речевого развития воспитанниками. В группе
имеется диагностический инструментарий. Однако в картах обследования
не выведены уровни развития детей.
Рекомендации:
четко следовать методике заполнения диагностических карт;
в аналитической справке по итогам диагностического обследования
указывать детей для индивидуальной работы по определенным
разделам программы.
Анализ работы с родителями по речевому развитию показал, что в
группе имеется родительский уголок, в котором размещены памятки и
рекомендации с конкретной, педагогически целесообразной, доступной и
эстетически оформленной информацией: «Читайте вместе с нами»,
«Простые игры для развития связной речи», «Развитие связной речи у детей
5-7 лет».
Рекомендации:
разнообразить формы и методы работы с родителями по развитию
речевой активности детей (литературные вечера, конкурс по
совместному словотворчеству и др.);
активизировать формы работы по приобщению к семейному чтению:
конкурс книг-самоделок, конкурс чтецов и др.
Беседа с воспитателями показала, что они знают программное
содержание образовательной области «Речевое развитие», цели и задачи
своей возрастной группы, все направления работы по развитию речи.
Однако у воспитателей отсутствуют наработки по самообразованию по
данному направлению. Отсутствуют дневники повышения квалификации.
Рекомендации:
всю методическую работу проводимую в дошкольном
образовательном учреждении фиксировать в дневниках повышения
квалификации педагогов.
Рекомендации:
1. Воспитателям.
1.1. Продолжать работу по решению задач образовательной области
«Речевое развитие».
1.2. Материал в игровых зонах разместить на доступной для детей
высоте.
1.3. При проведении диагностического обследования четко следовать
методике заполнения диагностических карт.
1.4. В аналитической справке по итогам диагностического обследования
указывать детей для индивидуальной работы по определенным
разделам программы.
1.5. Разнообразить формы и методы работы с родителями по развитию
речевой активности детей (литературные вечера, конкурс по
совместному словотворчеству и др.).
1.6. Активизировать формы работы с родителями по приобщению к
семейному чтению: конкурс книг-самоделок, конкурс чтецов и др.
1.7. С детьми старшей группы проводить работу (отражать её в
календарном плане) по словотворчеству, самостоятельной
художественно-речевой деятельности.
1.8. Активизировать индивидуальную работу с детьми, имеющими
проблемы речевого нарушения, общения.
1.9. Всю методическую работу проводимую в дошкольном
образовательном учреждении фиксировать в дневниках повышения
квалификации педагогов.
2. Заведующему ДОУ Гаховой Т.И.
2.1. Провести консультацию для педагогов «Оформление результатов
диагностического обследования дошкольников».
2.2. Проконтролировать наличие у педагогов дневников повышения
квалификации.
Член комиссии – воспитатель-методист
ГОУ ЛНР УВК №8 г. Стаханова Двуречанская О.А.