Структура занятий:
Подготовительная часть.
Начало занятия – это настрой на творчество. Задача этого этапа –
подготовка детей к спонтанной изобразительной деятельности и
внутригрупповой коммуникации. Здесь используются игровые, двигательные
и танцевальные упражнения, несложные изобразительные приёмы. При
выполнении этих упражнений происходит снижение контроля со стороны
сознания и наступает релаксация.
А также можно использовать музыкальную терапию. Музыка как
терапевтическое средство, по мнению многих отечественных и зарубежных
учёных (С. С. Корсанов, В. М. Бетховен, Швабе и др.), влияет на настроение
человека, улучшая его самочувствие.
Для занятий лучше подбирать мелодичные композиции без текста.
Необходимо изменить или выключить музыку, если этого желает хотя бы
один из присутствующих.
Основная часть.
Этот этап предполагает индивидуальное творчество для исследования
собственных проблем и переживаний. Некоторые дети пытаются создавать
реалистичные, красивые конструкции. Поэтому необходимо объяснить детям
занятия, что их работы не будут оцениваться. Важен процесс спонтанного
творчества, эмоциональное состояние «скульптора», его внутренний мир,
поиск адекватных средств самовыражения. Лепка из бумаги способна
вызвать сильный эмоциональный отклик, стимулировать воображение и
свободу творчества. А полифония цветов и оттенков позволяет более точно
отразить нюансы настроения и психического состояния.
Главной задачей этого этапа является создание условий для
внутригрупповой коммуникации. Каждому ребёнку предлагается показать
свою работу и рассказать о тех мыслях, чувствах, ассоциациях, которые
возникли у него в процессе лепки из бумаги. Степень открытости и
откровенности самопрезентации зависит от уровня доверия к группе, ко
взрослому, от личных особенностей ребёнка. Если он по каким – то
причинам отказывается от высказываний, не следует настаивать.
Можно предложить детям сочинить историю про свою конструкцию и
придумать для него название. Начинать рассказ можно словами «Жил – был
человек, похожий на меня…» такое начало облегчает вербализацию
внутреннего состояния и усиливает эффект проекции и идентификации.
По рассказу детей можно понять, кого он осуждает, кому сочувствует,
кем восхищается. Поэтому нетрудно составить представление о нём самом,
его ценностях и интересах, отношениях с окружающими.