«ЛЕПКА ИЗ МЯТОЙ БУМАГИ»
Технология работы
педагога дополнительного образования
МБДОУ Д/с №39 «Ромашка»
Фёдоровой Любовь Иннокентьевны
Занятия по лепке из мятой бумаги, независимо от возрастной
направленности, нацелены на решение следующих задач:
- вызвать интерес к изобразительной деятельности;
- развивать творческие способности, фантазию, мелкую моторику рук.
Лепка из мятой бумаги увлекательное занятие. Дети находят большое
удовольствие в передаче знакомых фигур из бумаги. Бумага
легкодоступный материал. Бумажную лепку доступно учить со старшей
группы. Для начала ребёнку даём возможность знакомиться с бумагой.
Сминая, разрывая, комкая бумагу, ребёнок узнаёт фактуру бумаги. Чтобы
подойти к лепке более сложных форм, ребёнок должен найти какие – то
способы, приёмы. Задача педагога помочь детям освоить основные приёмы
лепить. Он должен показать ребёнку простейшую исходную форму для того
или иного изображения, затем научить его находить эту форму
самостоятельно, показать экономные пути лепки, необходимую
последовательность в работе, способы соединения частей предмета, научить
находить самостоятельно эти пути и способы в процессе работы. Должны
отчётливо лепить форму предметов, видоизменять эти формы с помощью
разных приёмов.
При организации работы по развитию творческих способностей для детей
необходимо придерживаться следующих рекомендаций:
1. При проведении занятий педагог использует различные формы
организации детей: фронтальные, подгрупповые, индивидуальные.
2. Продолжительность занятия определяется активностью детей, их
интересом к выполнению игрового задания. Педагог постоянно
поощряет детей, оказывает им своевременную помощь.
3. Начинать необходимо с простых занятий, постепенно усложняя и
модифицируя их. Игровые задания должны быть понятными,
посильными, в то же время содержать элемент трудности: ребёнку надо
приложить усилия, проявить терпение, чтобы достигнуть цели.
4. Уровень трудности задания должен быть доступен каждому ребёнку.
Это позволяет поддерживать интерес к работе, даёт возможность
испытать чувство успеха.
Весь курс обучения освоению этой технологии состоит из 3-х главных
разделов: скульптура из комочков, рельеф из мятой бумаги, пустотелая
скульптура.
Структура занятий:
Подготовительная часть.
Начало занятия это настрой на творчество. Задача этого этапа
подготовка детей к спонтанной изобразительной деятельности и
внутригрупповой коммуникации. Здесь используются игровые, двигательные
и танцевальные упражнения, несложные изобразительные приёмы. При
выполнении этих упражнений происходит снижение контроля со стороны
сознания и наступает релаксация.
А также можно использовать музыкальную терапию. Музыка как
терапевтическое средство, по мнению многих отечественных и зарубежных
учёных (С. С. Корсанов, В. М. Бетховен, Швабе и др.), влияет на настроение
человека, улучшая его самочувствие.
Для занятий лучше подбирать мелодичные композиции без текста.
Необходимо изменить или выключить музыку, если этого желает хотя бы
один из присутствующих.
Основная часть.
Этот этап предполагает индивидуальное творчество для исследования
собственных проблем и переживаний. Некоторые дети пытаются создавать
реалистичные, красивые конструкции. Поэтому необходимо объяснить детям
занятия, что их работы не будут оцениваться. Важен процесс спонтанного
творчества, эмоциональное состояние «скульптора», его внутренний мир,
поиск адекватных средств самовыражения. Лепка из бумаги способна
вызвать сильный эмоциональный отклик, стимулировать воображение и
свободу творчества. А полифония цветов и оттенков позволяет более точно
отразить нюансы настроения и психического состояния.
Главной задачей этого этапа является создание условий для
внутригрупповой коммуникации. Каждому ребёнку предлагается показать
свою работу и рассказать о тех мыслях, чувствах, ассоциациях, которые
возникли у него в процессе лепки из бумаги. Степень открытости и
откровенности самопрезентации зависит от уровня доверия к группе, ко
взрослому, от личных особенностей ребёнка. Если он по каким то
причинам отказывается от высказываний, не следует настаивать.
Можно предложить детям сочинить историю про свою конструкцию и
придумать для него название. Начинать рассказ можно словами «Жил был
человек, похожий на меня…» такое начало облегчает вербализацию
внутреннего состояния и усиливает эффект проекции и идентификации.
По рассказу детей можно понять, кого он осуждает, кому сочувствует,
кем восхищается. Поэтому нетрудно составить представление о нём самом,
его ценностях и интересах, отношениях с окружающими.
Заключительная часть.
Заключительный этап предполагает реформативный анализ в
безопасной обстановке. Здесь обычно присутствуют элементы спонтанной
«взаимотерапии» в виде доброжелательных высказываний, положительного
программирования, поддержки. Атмосфера эмоциональной теплоты,
эмпатии, заботы позволяет каждому ребёнку пережить ситуацию успеха в
той или иной деятельности. Дети приобретают положительный опыт
самоуважения, у них укрепляется чувство собственного достоинства,
постепенно корректируется образ «Я». В завершение необходимо
подчеркнуть успех всех и каждого.
Эти увлекательные занятия позволяют ребёнку открыть в себе
творческие способности, развивают воображение, пространственное
мышление, силу, ловкость и точность мелкой моторики рук, совершенствуют
глазомер и эстетический вкус. Но, кроме того, этот приём носит
релаксационный характер. Такие действия как разглаживание, комкание
успокаивают, а сминание даёт возможность выплеснуть отрицательные
эмоции.
По желанию детей для контроля над уровнем достижений
воспитанников, поделки можно использовать в постановках кукольного
настольного театра и спектакля.