Консультация на тему
«Игровые технологии в познавательном развитии детей
дошкольного возраста»
Большакова Дарья Сергеевна
Гринявичус Светлана
Анатольевна
воспитатели МБДОУ № 125
ИГРА это не только удовольствие и радость для ребёнка, но и закрепление
навыков, которыми он недавно овладел. Дети в игре чувствуют себя
самостоятельными – по – своему желанию общаются со сверстниками,
реализуют и углубляют свои знания и умения. Игровая технология играет
основную роль в развитии ребёнка.
В.А.Сухомлинский
По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций,
направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором
складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Используемые нами игровые технологии занимают важное место в
воспитательном процессе, так как не только способствуют воспитанию
познавательных интересов и активизации деятельности детей, но и
выполняют ряд других функций:
тренируют память, помогают ребенку выработать речевые умения и
навыки;
помогают стимулировать умственную деятельность, развивать внимание
и познавательный интерес
преодолевают пассивность детей стремление быстрее и успешнее
справиться с заданием.
Игры являются подвижными, коммуникативными, социализирующими
и развивающими. Весь процесс игры даёт возможность
осуществлять индивидуальный подход к каждому ребёнку.
Как любая педагогическая технология, игровая также должна
соответствовать следующим требованиям:
1. Технологичная схема описание технологического процесса с
разделением на логически взаимосвязанные функциональные
элементы.
2. Научная база опора на определенную научную концепцию
достижения образовательных целей.
3. Системность технология должна обладать логикой, взаимосвязью
всех частей, целостностью.
4. Управляемость предполагается возможность целеполагания,
планирования процесса обучения, поэтапной диагностики,
варьирование средств и методов с целью коррекции результатов.
5. Эффективность должна гарантировать достижение определенного
стандарта обучения, быть эффективной по результатам и оптимальной
по затратам.
6. Воспроизводимость применение в других образовательных
учреждениях.
Применение игровой технологии даёт возможность сделать то или иное
обобщение, осознать правила, закрепить, повторить полученные знания,
что способствует положительному влиянию на развитие ребенка.
Важной особенностью своей работы считаем использование игровых
технологий, на которых построен образовательный процесс в дошкольный
период.
Использование игровых технологий способствует развитию
индивидуальности дошкольника. Это является своего рода фундаментом
всего образовательного процесса.
Игровые технологии это группа методов и приемов организации
педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Игровая
технология это игра по форме и учение по содержанию, она призвана
поднять стратегию образования на качественно новую основу.
Обучение в форме игры может и должно быть интересным,
занимательным, но не развлекательным. Для реализации такого подхода
необходимо, чтобы образовательные технологии, разрабатываемые для
обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово
описанную систему игровых заданий и различных игр с тем чтобы,
используя эту систему, мы педагоги могли быть уверенными в том, что в
результате получим гарантированный уровень усвоения ребенком того или
иного предметного содержания.
Существует несколько классификаций игр детей дошкольного возраста:
1. по виду деятельности:
на физические, двигательные, интеллектуальные, умственные,
трудовые.
Интеллектуальная игра это вид игры, основывающийся на
применении игроками своего интеллекта и/или эрудиции. Как правило, в
таких играхот участников требуется отвечать на вопросы из различных сфер
жизни.
Трудовые игры, т.е. игры, в которых осваиваются элементарные
трудовые навыки, благотворно влияют одновременно и на физическое, и на
психическое развитие ребенка: повышается работоспособность и
деятельность всего организма, совершенствуется нервная система,
укрепляются мышцы ребенка, содействуют развитию внимания,
наблюдательности, сообразительности. В трудовой деятельности малыш
узнает много нового, интересного для него о предметах и материалах,
которые использует.
2. По характеру педагогического процесса :а) обучающие,
тренировочные, контролирующие и обобщающие;б) познавательные,
занимательные, воспитательные, развивающие;в) репродуктивные,
продуктивные, творческие;г) коммуникативные, диагностические,
Строительно конструктивные игры разновидность творческих игр, в
которых дети отображают окружающий предметный мир, самостоятельно
возводят сооружения и оберегают их.
Коммуникативные игры так называют игры для развития умения
общаться, умения сотрудничать и взаимодействовать с людьми в
разнообразных жизненных ситуациях. В процессе этих игр ребенок
переживает неподдельную радость вместе с другими детьми, что в
дальнейшем обращается в жизнерадостность, оптимизм, умение ладить с
другими людьми.
3. По характеру игровой методики:
Предметные;
Сюжетно-ролевые (творческие, интеллектуальные игры, игры с
готовыми правилами);
Дидактические;
Подвижные.
Предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Через
игрушки предметы дети познают форму, цвет, объем, материал, мир
животных, мир людей и т. п.
Например игра «Чудесный мешочек» «Найди по листу дерево», «Найди
такой предмет» Цель: помочь различать предметы по качествам и свойствам,
развивать наблюдательность. И др. игры.
Дидактические игры это разновидность игр с правилами, специально
создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они
направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в
них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой
деятельности.
4. По содержанию:
музыкальные,
математические,
социализирующие,
логические и т. д.
Музыкальная игра это творческий процесс, связанный с активным
осмысленным восприятием музыки, способствующим развитию фантазии
ребѐнка, эстетических и нравственных чувств.
5. По игровому оборудованию:
настольные,
компьютерные,
театрализованные,
сюжетно-ролевые, режиссёрские и т. д.
Таким образом, игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами
воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его
основных задач.
Литература
1. Дыбина О.В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с
предметным миром: Практико-ориентированная монография / О.В.
Дыбина. – М.: Педагогическое общество России, 2008. – 128 с.
2. Ермолаева М.Г. Игра в образовательном процессе: Методическое
пособие/ М.Г. Ермолаева. 2-е изд., доп. СПб.: СПб АППО, 2005. 112
с.
3. Касаткина Е. И. Игра в жизни дошкольника. - М. , 2010.
4. Касаткина Е. И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ.
//Управление ДОУ. - 2012. - №5.