«История развития гаммового комплекса
в фортепианной педагогике»
Откуда же произошло слово «гамма»? «Гаммой», т.е. названием
третьей буквы греческого алфавита, окрестил поступенный звукоряд
музыкант XI века Гвидо Д’Ареццо. Ему же мы обязаны и названием и самих
нот.
Кроме русского языка, слово «гамма» употребляется во французском
(датте); в других же европейских языках используется слово «лестница». В
русских трудах вплоть до начала XIX века фигурируют слова «лестница» или
«лествица» (также «музыкальная лестница» или «лестница тонов»).
Гаммой называется последовательность звуков (ступеней) лада,
расположенных, начиная от основного тона в восходящем или нисходящем
порядке со строго определенными интервалами между соседними звуками.
К началу 19 века, когда фортепиано окончательно вытесняет из
обихода другие клавишные инструменты, когда формируется собственно
фортепианный стиль и развивается виртуозное искусство, гаммовый
комплекс становится основой фортепианного обучения. Еще одна причина,
по которой гаммы и арпеджио приобрели большое значение в воспитании
пианиста – это все более частое употребление в игре первого пальца. В пору
раннего клавирного исполнительства музыканты нередко обходились не
только без подкладывания первого пальца, но и вообще без него. Первому
пальцу вроде бы и не находилось места при игре, если учесть скромные
размеры клавиатуры и склад музыки, господствовавшей в то время. Лишь
постепенно первый палец входит в употребление, становясь, по словам
Альфреда Корто, своего рода «множителем пальцев». Подкладывая первый
палец под третий или четвертый, или перекладывая эти пальцы через него, то
есть, переводя руку из одной позиции в другую, музыканты как бы
умножают количество пальцев. Гаммы с использованием новой, получившей
всеобщее употребление аппликатурой, с использованием первого пальца