Коммунальное государственное учреждение
«Чунджинская средняя школа №
отдела образования Уйгурского района
Образовательный проект
методического объединения учителей истории и права
«Изучение истории Казахстана через исследование биографий
исторических личностей нашей страны»
на 2021-2022 учебный год
методическое объединение
учителей истории и права
учитель Оталипова Б.К.
Введение.
Жизнеописание выдающегося человека по праву считается одним из
старейших жанров научной литературы. В исторических исследованиях
биографии ученых являются одним из научных направлений [32].
Научная, общественная деятельность того или иного ученого объективно
является фактором социокультурного развития общества. Научная биография
ученого — это не каталог открытий и книг, не концентрированный научный
ответ, она реконструкция реальной жизни. Одна из задач исследователя
состоит в том, чтобы объяснить, каким образом логика развития науки
определяет поведение конкретной личности и становится их жизненным
импульсом и отправлением. Изучение персоналии ученого сопряжено с тем
фактом, что человек науки во всех его характеристиках может быть
адекватно понят только исходя из объективной природы науки. Поэтому
социальные условия выступают при реконструкции образа ученого не как
внешний фон, на котором происходят открытия и заблуждения, а тем, что
изначально определяет движение его мысли. Вне социально-исторического
подхода ни одна из коренных проблем научной биографии неразрешима.
История должна раскрываться через жизнь замечательного человека, а не
являться для нее только фоном. С другой стороны, историей должны
объясняться его жизнь, дела, образ. Изучая историю, очеловечивая ее,
биография (например, ученого) приближает исследователя к науке, расширяя
его познания и делая его участником научных споров. В чем работа
исследователя понятно — он изучает архивные источники, все, что было
кем-либо написано о герое, не говоря уже о его собственных трудах, и все,
что характеризует время, в которое тот жил, соблюдая своеобразный колорит
эпохи. [33].
В процессе исторического познания исследователь выступает
субъектом познания и обращается к историческому источнику, чтобы
изучить объект познания — историческую действительность. То есть
исторический источник является опосредованным звеном между субъектом и
объектом познания. Это отношение можно проиллюстрировать схемой.
Исследователю необходимо рассмотреть совокупность отношений —
личность ^ соотношение факторов ^ эпоха. То есть особую значимость
приобретает анализ того, как личность (опосредованная личностным
началом; объективными историческими закономерностями: социальными,
экономическими, политическими; фактором случайности) выражается в
истории и обратной взаимозависимости — как история выражается в данной
личности.
Таким образом, историческая персоналистика в научном исследовании
методологически связана с проблемой роли личности в истории.
Проведенный анализ ряда работ, конкретных результатов, а также
предложенная схема изучения персоналии в процессе исторического
познания позволяет глубже понять предмет и объект исследования,
рассмотреть и отработать определенную методику историко-
биографического описания и на конкретно-историческом материале
проследить взаимовлияние личности и эпохи. Научный способ отличается
добыванием и анализом фактов, доказательством и проверкой, а не силой
воображения исследователя или образностью языка. Историчны не только
личность ученого, но и способ ее научной реконструкции. В современную
эпоху в силу изменившейся роли науки в жизни общества складывается
новый подход, который создает установку на объемное воспроизведение
личности в целостной системе социальных отношений, что стимулирует
дальнейшую разработку исторической персоналистики.
(взято с сайта https://articlekz.com/article/5189, https://articlekz.com,
Научные статьи Казахстана)
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, ПРИ КОТОРОМ КАЖДЫЙ
УЧЕНИК ИМЕЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ ОВЛАДЕТЬ НЕ ТОЛЬКО БАЗОВЫМ УРОВНЕМ
УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА, НО И РАЗВИТЬ СВОИ ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ, ЧЕРЕЗ
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ИСТОРИЧЕСКОМУ
ИССЛЕДОВАНИЮ
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
1.ОБОГАТИТЬ ЗНАНИЯ УЧАЩИХСЯ ОБ ИСТОРИЧЕСКИХ ЛИЧНОСТЯХ НАШЕЙ СТРАНЫ
2.СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ СТРЕМЛЕНИЯ ГЛУБЖЕ ИЗУЧАТЬ ИСТОРИЮ
3.РАЗВИВАТЬ ЧУВСТВО ГОРДОСТИ ЗА СВОЮ РОДИНУ;
4.ВОСПИТЫВАТЬ ЧУВСТВО ЛЮБВИ К РОДИНЕ И ПАТРИОТИЗМ.
МЕТОДЫ, ФОРМЫ:
- ИССЛЕДОВАНИЕ,
- РЕФЕРАТЫ, ДОКЛАДЫ, СООБЩЕНИЯ,
- КРУГЛЫЙ СТОЛ, УРОК, ДЕБАТЫ, ДИСПУТЫ,
- КОНСУЛЬТАЦИИ, ВЫСТУПЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ,
- ИССЛЕДОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ЛИЧНОСТЕЙ ГОСУДАРСТВА
- ИССЛЕДОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ЛИЧНОСТЕЙ ОБЛАСТИ
- ИССЛЕДОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ЛИЧНОСТЕЙ РАЙОНА
- ИССЛЕДОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ЛИЧНОСТЕЙ СЕЛА
АЛГОРИТМ РАБОТЫ ПРОЕКТА:
1. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ЭТАП
2. ПЛАНОВО-ПРОГНОСТИЧЕСКИЙ ЭТАП
3. ЭТАП РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
4. ЭТАП РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПРОЕКТА
Время реализации проекта:
в течении учебного года 2021-2022 год
Контингент:
учителя истории и права
учащиеся 3-11 классов школы
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
1. Повышение качества знаний, учащихся на уроках истории через
организацию исследовательских навыков учащихся.
2. Сформированность грамотных, научно - исследовательских навыков
школьников на уроках истории.
3. Анализ и синтез биографий исторических личностей и их значимость для
истории.
4. Развитие работы в команде, группе.
5. Формирование познавательного интереса к урокам истории.
__________Утверждаю
директор школы
М.М. Исмаилов
ПЛАН
реализации образовательного проекта
методического объединения учителей истории и права
«Изучение истории Казахстана через исследование биографий
исторических личностей нашей страны»
на 2021-2022 учебный год
п/п
Тематика
Сроки
Ответственные
1
Подготовительный этап
Подготовка диагностики
Подбор и изучение материалов.
Индивидуальное планирование с
каждым учителем МО
Август
2021 года
Учителя МО
2
Круглый стол по ознакомлению
учителей секции с проектом.
До
10.09.21г.
Оталипова Б.К.
3
Диагностика (тесты, анкеты, опрос,
собеседование)
До
28.09.21
Учителя МО
4
Составление индивидуального плана
каждым учителем секции по
реализации проекта на уроках истории
и повышение мотивации.
Август
2021 г.
Учителя МО
5
Реализация проекта на уроках истории
До 25 мая
2022
Учителя МО
6
Открытые уроки, посвященные
великим людям страны
В течение
учебного
года
Учителя МО
Хевизова Х.М.
7
Подведение промежуточных итогов
образовательного проекта
Февраль
2022 г
Оталипова Б.К.
8
Большая школьная конференция
«История Казахстана в лицах»
Март 2022
г.
Оталипова Б.К.
Учителя МО
9
Вовлечение в исследовательскую
работу над проектом одаренных
учащихся
В течение
учебного
года
Учителя МО
Кадырова Г.Н.
10
Работа в проекте учеников имеющих
низкую мотивацию по предмету
история
В течение
учебного
года
Норузова Г.А.
Колдасбаева
Р.Ж.
11
Подведение итогов работы над
образовательным проектом. Результат.
26,27,28
мая 2022
года
Оталипова Б.К.
Хевизова Х.М.
12
Создание единого сетевого
сообщества учащихся внутри школы.
Сентябрь
2021 год
Оталипова Б.К.
13
Взаимодействие с историческими
факультетами КазНУ им Аль-Фараби,
Университета «Кайнар», КазНПУ
имени Абая.
В течение
учебного
года
Учителя МО
14
Обобщение опыта проекта,
обсуждение, изучение мнений
педагогов (областное сетевое
сообщество учителей истории)
Декабрь,
май 2021-
2022 г.
Оталипова Б.К.
Учителя МО
15
1.Формирование единой базы данных
исторических личностей государства,
области, района, села.
2.База данных активных учеников
проекта.
В течение
учебного
года
Учителя МО
16
Публикации в социальных сетях,
Инстаграмм по проекту.
Сайт школы.
В течение
учебного
года
Участники
проекта
Учителя МО
Исп. учитель истории
Оталипова Б.К.