КАРТОТЕКА ИГР ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАММАТИЧЕСКОГО
СТРОЯ РЕЧИ
Предложите ребенку поиграть в игру «Есть - нет». Вы бросаете
ребенку мяч и говорите, что у вас есть; ребенок ловит мяч, говорит,
чего у него нет, и возвращает мяч вам.
У меня есть два мяча. — А у меня нет двух мячей.
У меня есть два кубика. — …У меня есть два карандаша. — …
У меня есть два шара. — ...
У меня есть две куклы. — А у меня нет двух кукол.
У меня есть две книги. — ... У меня есть две машинки. — ...
У меня есть две рубашки. — ...
У меня есть два яблока. — А у меня нет двух яблок.
У меня есть два ведра. — ... У меня есть два кольца.— ...
У меня есть пять мячей. — А у меня нет пяти мячей.
У меня есть пять кубиков. - ... У меня есть пять карандашей. — ...
У меня есть пять шаров. - ...
У меня есть пять кукол. — А у меня нет пяти кукол.
У меня есть пять книг. — ... У меня есть пять машинок. — ...
КАРТОТЕКА ИГР ПО ФОРМИРОВАНИЮ
ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ
Упражняя ребенка в образовании словосочетаний из чис-
лительных с существительными, поиграйте в игру «Я вижу».
Я вижу два дома и пять домов.
Я вижу две розы и пять роз.
Я вижу два дерева и пять деревьев.
Для игры используйте существительные: стол, шар, шкаф,
кукла, рубашка, дорожка, яблоко, окно, лицо.
КАРТОТЕКА ИГР ПО ФОРМИРОВАНИЮ
ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ
Предложите ребенку сосчитать предметы до десяти, правильно
образуя словосочетания из числительных с существительными.
Используйте предметные картинки или рисуйте вместе с ребенком.
Один шар, два шара, три шара, четыре шара, пять шаров,
шесть шаров, семь шаров, восемь шаров, девять шаров, десять
шаров.
Используйте следующие существительные: стакан, носок,
цветок, лента, бочка, ягода, дерево, полено, окно.
КАРТОТЕКА ИГР ПО ФОРМИРОВАНИЮ
ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ
Учим ребенка образовывать увеличительные существительные.
У медведя не голова, а головища; не лапы, а лапищи; не когти, а
когтищи; не зубы, а зубищи.
У акулы не хвост, а хвостище; не плавники, а плавничищи; не
клыки, а клычищи.
У орла не клюв, а клювище; не глаза, а глазищи; не когти, а когтищи.
КАРТОТЕКА ИГР ПО ФОРМИРОВАНИЮ
ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ
Учим ребенка использовать в активной речи имена прилагательные и
согласовывать их с именами существительными. Предлагаем
подобрать как можно больше определений к каждому предмету:
помидор — красный, круглый, вкусный, сочный...
огурец...мяч...нож… кубик...
морковь — оранжевая, длинная, сочная, сладкая...
репа... кукла... шуба...
солнце — жаркое, яркое, красное, ласковое…
ведро... блюдце... яблоко... дерево... лицо...
КАРТОТЕКА ИГР ПО ФОРМИРОВАНИЮ
ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ
Обучение детей согласованию прилагательных с существительными.
Предлагаем подобрать по несколько существительных к
прилагательным. Проводим игру «Про что можно сказать?»:
красный мяч, шар, кувшин...
теплый... сочный... круглый... высокий... длинный...
красная вишня, чашка, кофта...
теплая...сочная... круглая... высокая…длинная…
красное солнце, яблоко, блюдце…
круглое…горячее…тяжёлое…
КАРТОТЕКА ИГР ПО ФОРМИРОВАНИЮ
ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ
Обогащение речи детей прилагательными и обучение согласованию
прилагательных с существительными. Предлагаем подобрать
подходящие по смыслу прилагательные в игре «Подскажи
словечко».
Солнце, как мяч, круглое.
Руки, как лед, ...
Нож, как бритва, ...
Шоссе, как стрела, ...
Снег, словно пух, ...
Трава, как изумруд, ...
КАРТОТЕКА ИГР ПО ФОРМИРОВАНИЮ
ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ
Учим ребенка образовывать имена существительные со
значением единичности. Можно провести упражнение в форме игры
с мячом:
снег — снежинка
чай — ...
горох — ...
пух - ...
песок — ... .