Тема 1.Предмет, цели и задачи дисциплины
Цели учебной дисциплины «Теоретические основы товароведения» -
изучение теоретических положений, свойственных всем товарам независимо
от их классов, подклассов и групп, а также приобретение первичных умений
применять отдельные методы товароведения и определять
основополагающие характеристики товаров.
Назначение дисциплины «Теоретические основы товароведения» -
формирование у студентов фундаментальных товароведных знаний и
умений, при наличии которых облегчается усвоение товароведных
характеристик товаров однородных групп.
Для достижения указанных целей при изучении товароведения
должны быть решены следующие задачи:
- определены и классифицированы наиболее распространенные методы
товароведения;
- установлены и охарактеризованы основополагающие товароведные
характеристики товаров, а также физические, химические и физико-
химические свойства, обусловливающие их;
- рассмотрены факторы, обеспечивающие формирование и сохранение
основополагающих характеристик товаров.
Знания по этой дисциплине позволяют менеджерам по продажам
самостоятельно разобраться в товароведных характеристиках товаров в
широком понимании этого термина как средства удовлетворения
потребностей потребителей. В таком контексте к товарам относятся не
только материальная продукция, но и услуги, работы и т.п.
Предметом теоретических основ товароведения является товар, его
потребительные ценности, а также методы их познания и обеспечения.
Только потребительная стоимость делает продукцию товаром, так как
обладает способностью удовлетворять конкретные потребности человека.
Товар - любая вещь, не ограниченная в обороте, свободно отчуждаемая и
переходящая от одного лица к другому по договору купли-продажи. Можно
также встретить термин «товары народного потребления» - товары,
предназначенные для продажи населению с целью личного, семейного,
домашнего использования, не связанного с предпринимательской
деятельностью. Важно сразу отметить, что вся совокупность товаров делится
на продовольственные и непродовольственные.
Пищевые продукты - продукты в натуральном или переработанном
виде, употребляемые человеком в пищу (в том числе продукты детского
питания, продукты диетического питания), бутылированная питьевая вода,
алкогольная продукция том числе пиво), безалкогольные напитки,
жевательная резинка, а также продовольственное сырье, пищевые добавки и
биологически активные добавки.
Вопросы для самоконтроля.
1. Дайте определение товару.
2. Назовите основные задачи товароведения.
Тема 2.Объекты и субъекты товароведной деятельности.
Объект (от лат. objectum - предмет) - предмет, явление, на которое
направлена какая-либо деятельность.
Объектами товароведной деятельности являются товары. При этом в
качестве объектов могут выступать товары не только потребительские, но и
промышленного назначения (сырье, полуфабрикаты, комплектующие
изделия, оборудование и т.п.).
Первые три характеристики, которые можно назвать товароведными,
удовлетворяют реальные потребности человека (физиологические,
социальные, психологические и др.), определяя потребительную стоимость
товара. Благодаря этим характеристикам продукция приобретает полезность
для определенных сегментов потребителей и становится товаром.
Потребительная стоимость товаров проявляется при их потреблении в
соответствии с назначением. Пищевые продукты с различными
характеристиками неодинаково удовлетворяют потребность организма
человека в энергии, биологически ценных веществах и органолептических
ощущениях.
Определение степени удовлетворения потребностей адекватно оценке
потребительной стоимости товаров и невозможно без учета рыночной
конъюнктуры, которая может быть выявлена с помощью маркетинговых
исследований конкретных групп товаров.
Таким образом, потребительная стоимость товаров выступает как мера
их полезности и проявляется через основополагающие товароведные
характеристики.
Характеристика - совокупность отличительных свойств, признаков
предмета или явления. Исходя из этого определения термина, можно
сформулировать основополагающие товароведные характеристики товаров.
Ассортиментная характеристика товаров - совокупность
отличительных видовых свойств и признаков товаров, определяющих их
функциональное и/или социальное назначение. Такая характеристика
включает группу, подгруппу, вид, разновидность, наименование, торговую
марку и устанавливает принципиальные отличия одного вида или
наименования товара от другого.
Например, масло сливочное, топленое и растительное принципиально
отличаются друг от друга функциональным назначением и пищевой
ценностью. Эти отличия обусловлены также их качественными
характеристиками.
Качественная характеристика товаров - совокупность внутривидовых
потребительских свойств, обладающих способностью удовлетворять
разнообразные потребности. Эта характеристика товаров тесно связана с
ассортиментной, так как им обеим присуще общее потребительское свойство
- назначение. Качественная характеристика отличается отассортиментной
большей полнотой потребительских свойств, среди которых важное место
занимают безопасность и экологичность.
Количественная характеристика товаров - совокупность определенных
внутривидовых свойств, выраженных с помощью физических величин и
единиц их измерения. Эти характеристики удовлетворяют потребности в
товарах определенных размеров и часто при создании потребительских
предпочтений менее значимы, чем ассортиментная и качественная.
Исключение составляют лишь размерные характеристики, применяемые при
оценке качества.
Субъект - человек, познающий внешний мир (объект) и
воздействующий на него в своей практической деятельности, а также
носитель прав и обязанностей.
Субъекты товароведной деятельности подразделяются на две группы.
В первую группу входят специалисты, осуществляющие эту деятельность в
силу своих должностных обязанностей. На долю этой категории
специалистов, по некоторым данным, приходится 25 % всех руководителей и
специалистов в коммерции.
Вторая группа представлена субъектами, на удовлетворение
потребностей которых нацелена коммерческая деятельность, - это
потребители товаров.
Вопросы для самоконтроля.
1.Дайте определение потребительской стоимости товаров.
2.Приведите ассортиментную характеристику на примере
определенной группе товаров.
3.Какие отличительные особенности качественной характеристики
товаров от количественной.