Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
г. Мурманска №125
Конспект по обучению грамоте в средней группе «Звук и буква Т»
Выполнила: воспитатель
Селезнева Анастасия Павловна
Мурманск 2020
Цель: познакомить детей со звуком «Т».
Задачи:
Обучающие:
- Учить детей выделять на слух звук (т)
- Закрепить понятие «твердый звук», навык деления слова на слоги.
- Упражнять в определении позиции звука: начало-середина-конец. Совершенствовать
умения подбирать слова с заданным звуком.
- Формировать способность проводить звуковой анализ слов.
Развивающие:
- развивать фонематические представления и речевую активность;
- развивать зрительное внимание, речевой слух;
- развивать общую, тонкую и артикуляционную моторику, ориентировку в пространстве,
координацию речи с движением.
Воспитательные:
- воспитывать самостоятельность;
- формировать навыки взаимодействия друг с другом, доброжелательности и
инициативности.
Ход
Орг. момент
Улыбнемся друг другу, дети.
Всем, всем добрый день!
Прочь с дороги, наша лень!
Не мешай трудиться, не мешай учиться!
Послушайте как стучит молоток -Т-т-т!
Многократное изолированное произношение звука
«Как стучит молоток? - т-т-т»
Представим, что у вас молоточки, давайте постучим.
Целый день тук, да тук
Раздается громкий стук
Молоточки стучат
Строим дом для ребят.
Одновременно дети выполняют следующие движения:
1 постукивают поочередно кулачок на кулачок
2 наоборот;
3 поднимают ладони, соединяют пальцы, изображая крышу дома.
-Вот мы и построили дом, осталось узнать, кто в нем будет жить?
Знакомьтесь Таня и Толя (Появляется картинка дети)
У ребят есть друзья, звуковички.
Ребята решили нас познакомить с одним из звуковичков.
С каким попробуйте отгадать.
Этот звук слышим, когда произносим имена детей Таня Толя.
Какой первый звук мы слышим в именах детей?
-Звук [Т]
-Давайте познакомимся
Характеристика звук: Взрослый показывает и объясняет детям артикуляцию звука [Т]:
губки в свободном положении;
зубки сближены, но не сомкнуты;
кончик язычка стучит за верхними зубками (дети выполняют перед зеркалом)
Звук [Т] согласный, так как он не поётся (язычок создает преграду воздуху), твердый,
глухой. Горлышко «спит», чтобы убедился в этом, приложите тыльную сторону руки
спереди к шее.
Произносим звук [Т]: тихо.
Символ звука:
Большой молоток стучит: ТТТТ.... (кулочками)
Маленький молоточек стучит: тттт…. (пальчиками)
Повторяем с детьми характеристику звука: звук [Т]:согласный твердый, глухой.
Речевая зарядка.
а) Запомни и повтори слоги
Та – то – ту
Ту – то – ты
То – ту – та
Ты – то – та
Ат – от – ут
Ут – ит – ат
-Молотцы!
Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:
та-ат, то-от...; ту-..., ты-
Д/игра «Подбери одежду для Тани и Толи»
Правила игры: Подберите и назовите одежду и обувь, в названии которых встречается
звук [Т]: выделите голосом звук [Т]:
(куртка, колготки, платок, перчатки)
Д\игра «Договорить последний звук [Т] в словах»: вин..., бин..., зон..., кус..., мос...,
лис..., сала..., жаке..., паке...;
Д\игра«Придумай слово»
Та... (релка), тык... (ва), туф... (ли),
тру... (ба), таб... (летка), так... (си), трам... (вай), мет... (ла), курт...(ка).
Упражнение: предлагаю детям договорить последний слог ТА в словах: лопа..., конфе...,
моне..., пала..., газе..., воро..., котле...
Речевая подвижная игра «Мы с картинками играем».
Мы с картинками играем,
По слогам их называем.
Мы руками хлопаем,
А ногами топаем. Дети одновременно хлопают и топают
Определить место звука [Т] в слове, где мы слышим звук (в начале, в конце, в середине
слова)
(зонт, лист, кот, кит, туфли тапочки, трактор, тигр телевизор, телефон, торт)
Придумай предложения по картинкам.
Выполнить задания «Четвертый лишний» четыре картинки одна из которых не имеет
звук ] Дети должны выделить в кружок это слово.
Рефлексия.