Тема занятия: Знакомство с Днестром.
Цель: Познакомить с понятием Родина, высказываниями народной мудрости.
Познакомить детей
с рекой, ее истоками. Дать представление о значении реки в жизни человека.
Познакомить с народами нашей малой Родины.
Воспитывать у детей желание беречь чистоту и красоту нашей реки.
Воспитывать уважительное отношение к людям разных национальностей.
Ход занятия.
Воспитатель: Добрый день, ребята! Меня зовут Александра Александровна, и я
буду вас знакомить с краем в котором мы с вами живем. Но, для начала давайте
познакомимся.
Игра с мячом «Назови свое имя».
Ну, вот мы и познакомились. Как вы думаете, ребята, что называется
Родиной? Что это такое? (Ответы детей)
Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой растем.
И березки у дороги,
По которой мы идем.
Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом.
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом.
- Послушайте, что о Родине говорит народная мудрость:
Пословицы (знакомим и объясняем):
- “Родная сторона – мать родная, чужая сторона – мачеха”.
“Береги землю родную, как мать любимую”.
“На чужой земле и весна не красна”.
Человек без Родины, что соловей без песни.
Одна у человека мать, одна у него и родина.
- Где бы не жил человек, как бы далеко не забросила его жизненная дорога,
Родиной для него будет то место, где он появился на свет, где сделал первые шаги.
Для меня, как и для большинства из вас малой Родиной является город
Тирасполь. И я являюсь – тираспольчанкой. А сейчас я предлагаю вам поиграть в
игру «Назови народ данного города или государства». (Например: кто живет в
Москве – москвичи, в Рыбнице – рыбничане и т.д. Последний вопрос: кто живет в
Приднестровье?)
В нашей Республике есть 3 государственных языка. И большинство людей
представляют народности русскую, украинскую и молдавскую. Люди в нашей
республике живут дружно, весело.
Словесная игра; «Какой народ».
- Мы с вами живем в республике, которая называется Приднестровская
Молдавская республика. И мы с вами – приднестровцы. Приднестровье – очень
красивый край, с зелеными лесами, плодородными полями, чистым небом и самой
вкусной водой.
А еще по нашему краю протекает прекрасная река, которая называется Днестр. В
древние времена наша река звалась Тирас, что переводится как стремительная,
быстрая. Свое начало река берет из Карпатских гор на Украине. Там находиться
табличка: «Здесь берет начала река Днестр». Сначала он выглядит как маленький
ручеек, а затем превращается в бурную реку, которая протекает по территории
Украины, по нашему краю и впадает в Днестровский лиман Черного моря. Питается
наша река дождями и снегом, который тает на горах Карпатских гор. И сейчас я
предлагаю вам с помощью игры почувствовать превращение маленького ручейка в
полноводную реку.
Игра «Рождение реки Тирас» (похожа на подвижную игру «Репка»)
- А давайте с вами определим: хорошо или плохо наличие реки в нашем регионе?
Ответы детей. (Воспитатель постепенно подводит детей к пониманию важности
наличия воды для людей: для бытовых нужд, для приготовления пищи, для ловли
рыбы – еды, для разведения огорода и полива его, гидроэлектростанции для
получение света и т.д.)
Воспитатель: Вот видите, как много пользы от нашей реки для всех нас. А
сейчас я предлагаю вам посмотреть на карту нашего Приднестровья, на реку и
ответить: что же находится по берегам нашей реки на всем ее протяжении?
Дети: Города, деревни, села.
Воспитатель: Правильно. Польза реки определила местоположение
большинства городов нашей республики. Все большие города находятся рядом с
рекой.
Наша река является Родиной для большого количества рыб, таких как: плотва,
щука, вырезуб, елец, голавль, язь, гольян, красноперка, жерех, линь, карась, сазан,
подуст, усач, вьюн, сом, налим, лещ, разные бычки, речная камбала и другие. В
верховьях реки есть форель и хариус, а в низовьях из Черного моря в Днестр входят
осетр и севрюга.
А сейчас давайте поиграем в игру «Кто больше наловит рыбы»
Воспитатель: Берега нашей реки являются излюбленными местами для
приднестровцев. Нам нравиться приходить и любоваться нашей рекой. Как вы
думаете, как мы можем помочь нашей реке оставаться такой же полноводной и
полезной людям?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, мы с вами не можем сделать много для реки, но
сохранить ее чистой это наша главная задача. Тогда нам будет куда прийти летом и
повеселиться. А сейчас я предлагаю вам выполнить коллективную аппликацию
«Наша река».
Но для начала разомнем свои пальчики.
Пальчиковая гимнастика « Дружат в нашей группе..»
Выполнение аппликации «Наша река»
Воспитатель: Посмотрите, какая у нас получилась красивая река получилась!. Дети
о чем мы сегодня говорили, что вам понравилось? У вас на столах лежат смайлики
веселые и грустные я предлагаю вам повесить веселый смайлик, если занятие
понравилось и грустный – если не очень.