Конспект занятия по рисованию в старшей группе детского
сада.
Тема занятия: «Русская матрёшка»
Задачи:
1. Познакомить детей с историей матрёшки.
2. Развивать интерес детей к народному творчеству.
3.Развивать творческие способности детей через приобщение к народному
творчеству и прикладному искусству.
4. Воспитывать любовь к народному искусству.
Формы и средства обучения:
Образно-художественная, игровая, практическая, музыкальные, наглядные.
Приемы:
Рассматривание подлинной игрушки – матрешки, беседа, художественное
слово, загадка, физминутка, пояснения, поощрение, самостоятельная
деятельность детей .
Материал и оборудование:
Демонстрационный: Игрушки Матрешки с традиционными видами росписи
(Семеновская, Загорская, Полхов Майдан), мольберт, силуэт матрешки
тонированный в бежевый цвет, кисти, краски, баночки с водой.
Ход организованной образовательной деятельности:
Звучит русская народная мелодия «Во поле береза стояла». На фоне
музыки…
Воспитатель: Здравствуйте, дети, здравствуйте!
Дивное диво я нынче принесла
Диво чудесное, расписное,
А ну, отгадайте. Что это такое?
(загадывает загадку)
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская … .
(Ответы детей - матрешка)
Конечно, это Матрешка! Какая замечательная игрушка! О ней, как и о
народных героях слагают легенды. Нашу Матрешку знают и любят во всем
мире – ни один турист не уедет из России без куклы-сувенира.
Как вы думаете, сколько лет Матрешке? (ответы детей)
Воспитатель: На самом деле ей более 100 лет. Ребята, как вы думаете,
почему эту игрушку назвали Матрешкой? (Ответы детей).
Воспитатель: Правильно, потому что в те времена очень распространенным
женским именем было имя Матрена, именно от него и получила свое
название Матрешка.
Из чего делают матрешку?
Ответы детей: Из дерева.
Воспитатель: Из дерева делают заготовку, а потом расписывают красками и
покрывают лаком. (Воспитатель обращает внимание на матрешек). Ребята,
а давайте прочитаем стихотворение о матрешке.(дети рассказывают)
Восемь кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут,
Всех матрешками зовут.
Кукла первая толста
А внутри она пуста.
Разнимается она на две половинки
В ней живет еще одна кукла в серединке
Эту куколку открой –
Будет третья во второй.
Половинку отвинти .
Плотную, притертую –
И сумеешь ты найти
Куколку четвертую
Вынь ее да посмотри
Кто в ней прячется внутри
Прячется в ней пятая
Куколка пузатая
А внутри пустая
В ней живет – шестая
А в шестой – седьмая
А в седьмой – восьмая
Эта кукла меньше всех
Чуть побольше, чем орех
Вот поставленные в ряд
Сестры – куколки стоят
- Сколько вас? – у них мы спросим
И ответят куклы восемь.
Воспитатель: Молодцы. А теперь давайте повторим, какие традиционные
виды росписи мы с вами уже знаем. (ответы детей- Семеновская,
Загорская, Полхов Майдан). В городе Семёнов есть центр по росписи
матрёшек.
Отсюда и название – Семёновская матрёшка.
Особенность росписи этой игрушки в том, что весь фартук этой матрёшки
занимают букеты цветов. Самый главный цвет ...
Дети: Жёлтый, зелёный, малиновый.
Воспитатель: Следующая матрёшка из села Загорск – Загорская матрёшка.
Эти матрёшки всегда в сарафанах, кофточка на них с вышивкой, на
голове...
Дети: Платок.
Воспитатель: А поверх сарафана…
Дети: Фартук.
Воспитатель: Эта матрешка хозяюшка, она ходит в лес по грибы и ягоды.
В руках у нее….
Дети: корзинка с грибами или ягодами.
Воспитатель: И третья матрёшка из села Полхов – Майдан. У этих
матрёшек нет сарафана и фартука. Вместо этого – условный овал на
двухцветном поле, на котором множество ярких цветов. На голове
полушалок с цветами. И особенностью является отсутствие у матрешки
рук.
Воспитатель: Я предлагаю вам сегодня побыть мастерами по росписи
матрешек, но вначале физкультминутка.
Прежде, чем рисовать
Нужно пальчики размять.
Указательный и средний,
Безымянный и последний
Поздоровались с большим.
А теперь потрем ладошки
Друг о друга мы немножко.
Кулачки разжали – сжали,
Кулачки разжали сжали.
Вот и пальчики размяли.
А сейчас мастера
За работу всем пора.
Дети усаживаются за столы, на которых лежат заготовки для росписи
матрёшки.
Звучат русские народные мелодии в записи, дети с воспитателем
расписывают матрёшек.
Воспитатель: Вот и готовы наши матрешки, давайте рассмотрим их и
выберем самую красивую. А за такую замечательную работу положена
награда. Вот я вам приготовила шоколадные медали, вы ее заслужили,
потому что поработали на славу.
Конспект НОД по экологическому воспитанию в старшей
группе .
Тема: «Мы друзья природы» .
Интеграция областей: «Познание», «Социально-коммуникативная », «
Художественно-эстетическое развитие »
Форма деятельности: совместная деятельность взрослого и детей.
Программные задачи:
Образовательные: расширять и систематизировать знания детей о природе,
формировать интерес к проблеме охраны природы, познакомить детей с
нормами и правилами поведения в природе.
Развивающие: развивать у детей желание вносить посильный вклад в
природоохранное воспитание населения, развивать кругозор, мышление,
связанную речь.
Воспитательные: воспитывать радостное, заботливое отношение к
пробуждающейся природе.
Предварительная работа: чтение художественной литературы,
загадывание загадок, наблюдения, беседы.
Материалы и оборудование: оформление зала – атрибуты весеннего
леса, карточки со знаками «правила поведения в природе», СD – диск
«Голоса леса».
Ход НОД:
Воспитатель:
Если деньги накопить,
Можно многое купить
Дом, одежду и завод,
Самолёт и пароход.
Ребята, есть ли что-нибудь такое, чего нельзя купить?
Дети : Солнце нельзя купить, траву... и т.д.
Воспитатель :
Но нельзя купить росу
Птичье пение в лесу,
И не спрятать в кошелёк
Родничок и тополёк.
Нельзя купить красоту, - которую дарит нам природа, она бесценна. Ни за
какие деньги не купить большое красивое зелёное дерево. Его нужно
посадить и приложить немало усилий, чтобы оно не погибло в первый же
год, прижилось и выросло. Как редко мы задумываемся над этим! На
огромные букеты ломают черёмуху, а иногда ребята используют деревья
вместо спортивных снарядов, лазают по ним, подтягиваются на ветках,
забывая о том, что они живые.
Воспитатель : Ребята, кто знает, какую пользу приносят деревья?
Дети : Очищают воздух, украшают улицы, под деревом можно спрятаться
от жары.
Воспитатель : Правильно, дети, деревья приносят огромную пользу:
украшают наши улицы и дворы, очищают воздух, выделяя кислород и
усваивая углекислый газ, уменьшают скорости ветров, увеличивают
влажность воздуха, дают тень и прохладу, смягчая тем самым жару.
Ребята, а хотите отправиться вместе со мной в весенний лес?
Дети : Да.
Воспитатель : Лес - это многоэтажный дом для самых разных жильцов, в
котором все, нужны друг другу и все друг от друга зависят, а человек
приходит к ним в гости и не должен нарушать распорядок их жизни.
Я приготовила знаки - это правила поведения в природе. Давайте возьмем
их с собой, вдруг они нам пригодятся. В лес поедем на поезде. И нужно
получить билеты, а для этого вы должны отгадать загадки о весне, ведь в
лес поедем весенний.
Воспитатель загадывает каждому ребенку загадку и дает «билет».
Воспитатель: Вот теперь у вас есть билеты. Занимайте места в
вагончиках. Посчитаем, кто в каком вагоне оказался (количественный счёт:
первый...)
Воспитатель: Ребята, почему так тихо? Что случилось в лесу?
Воспитатель показывает макет сухого дерева берёзы.
Воспитатель: Как вы думаете, что случилось с этим деревом?
Дети: Оно заболело и может погибнуть.
Воспитатель: Ранней весной многие люди собирают берёзовый сок:
сделают надрез, и сок стекает, набирают нужное количество сока и уходят.
А сок продолжает течь. Спустя некоторое время на этом месте образуется
красная полоса. В народе говорят: «берёза плачет кровавыми слезами».
Ребята, кто знает, как нам помочь берёзе?
Дети: надо замазать ранку на стволе глиной или землёй.
Дети вместе с воспитателем замазывают ранку на стволе.
Воспитатель: Вот теперь берёзка обязательно выздоровеет. А сейчас,
ребятки, давайте поставим знак, чтобы другие люди, когда придут в лес не
совершали таких поступков.
Знак «Не повреждай кору деревьев!».
Воспитатель: А теперь вокруг берёзки давайте заведём хоровод
«Земелюшка чернозём».
Воспитатель: Ребята, смотрите, кто это прячется за кустиками? Да это же
белка! Не бойся нас, белка, мы друзья природы и не сделаем тебе плохо.
Белка:
Вы скажите только слово,
Если вы помочь готовы,
Вам «Добро пожаловать!»
С радостью скажу,
Все тропинки тайные
Покажу в лесу.
Воспитатель : Вы согласны помочь, ребята?
Дети : Да, согласны.
Белка : Я спряталась, потому что не могу бежать, лапку я поранила. А
аптеки в лесу у нас нет.
Воспитатель: Белка!
Лес - это сказочное царство!
Где кругом растут лекарства!
В каждой травке, в каждой ветке,
И микстура, и таблетки,
Ну, а чем, как что лечить,
Можем тебя мы научить.
Ребята, кто из вас знает, какое растение может помочь белке вылечить
лапку?
Дети: Подорожник. Надо на ранку положить чистый лист
подорожника, и боль пройдёт, и скоро это место заживёт. Воспитатель:
Лапку вылечить несложно, вот совет наш от души: К свежей ране
осторожно Подорожник приложи.
Воспитатель вместе с детьми прикладывают лист подорожника.
Белочка танцует.
Белка: Спасибо вам, ребята! Вы и правда, друзья природы - наши друзья!
Воспитатель : А теперь, давайте поиграем. Проводится игра «Слово на
ладошке».
Белка: Послушайте мою историю, может вы сможете помочь лесным
жителям. В нашем лесу было одно очень живописное место - родник, куда
ходили на водопой звери. Он располагается в лесной глуши, и казалось,
что люди сюда никогда не придут. Но вот однажды пришли туристы:
развели костёр, полянка у родника сильно вытоптана, трава вырезана, они
рубили деревья, не щадя лесной красоты. После обеда оставили мусор.
Все вместе подходят к роднику.
Воспитатель : Больно и обидно смотреть, что испорчено такое красивое
место. Лесные родники часто бывают единственным источником воды для
питья животных. Давайте все вместе наведём порядок.
Воспитатель: Дети, кто знает, как нам поступить с мусором? А какой вред
наносят костры?
Дети: Земля получает ожог и на этом месте не растёт трава. Костёр надо
как следует затушить.
Воспитатель : Костры без необходимости не разводят, но если без него не
обойтись, используют старые кострища, чтобы не делать новый ожог
земле. Место для костра не должно быть рядом с сухими деревьями.
Воспитатель : Ребята, а почему в лесу нельзя громко шуметь?
Дети: Шум и музыка сильно пугают животных. Птицы боятся подлетать к
своим гнёздам, чтобы накормить птенцов. А без родителей птенцы могут
погибнуть.
Воспитатель : Правильно, ребята! В лесу надо слушать дыхание леса,
звуки леса и тишину.
Включается грамзапись «Голоса леса».
Воспитатель : Ребята, нет таких денег, которые могут заменить свежее
дыхание леса, прозрачность голубого неба, чистые реки и озёра с зелёными
берегами. Нужно не только самому бережно относиться к природе и её
богатствам, но и останавливать взрослых, когда они относятся к природе
потребительски, оскверняют своим бескультурьем.
Давайте и здесь оставим знаки, которые мы с собой взяли: «Не руби
деревья!», «Не шуми!», «Старайся ходить по тропам тихо и осторожно!»,
«Не жги костры!», «Не оставляй мусор!».
Все становятся в круг и поют песню «Шире круг».
Белка : Спасибо вам, ребята, сегодня вы очень помогли нашему лесу и его
жителям. Вы знаете, как вести себя в природе, чтобы не навредить ей. А
теперь и знаки - правила поведения в лесу у нас появились. Я хочу
угостить вас своими запасами.
Белка раздаёт детям грибы (выпечка).
Воспитатель : Ребята, пора возвращаться в детский сад. Давайте все
вместе белке скажем «До свидания!».
Конспект организованной образовательной деятельности по
познавательному развитию «Русская изба».
Цель: познакомить детей с бытом русской избы и традициями русского
народа.
Задачи.
Познакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи, с предметами
старинного русского быта (печь, прялка, посуда, коромысло и т. д.), с
традициями внутреннего убранства избы.
Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, словами,
которые использовались только в быту в русской избе (ухват, чугун,
прялка, крынка).
Расширять кругозор.
Воспитывать любовь и уважение к культуре и быту русского народа, к
народным традициям.
Словарная работа: ухват, прялка, чугун, крынка, самовар.
Предварительная работа.
Рассматривание картин, рисунков, иллюстраций в книгах, с изображением
деревянных строений, деревенских изб, теремов. Беседа о значении леса в
жизни русского человека, в том числе для постройки жилищ-изб и
изготовление домашней утвари. Знакомство с разными видами росписи.
Ход :
- Как вы думаете из какого строительного материала построен наш детский
сад? (из кирпича) Значит он… кирпичный. А ваши дома из чего построены
и сколько этажей в них? (Ответы детей.)
- А я вам и нашим гостям сегодня хочу рассказать как жили люди в
старину, какие у них были дома и как они назывались. Люди в старину
сидели на скамейках, так как не было ни мягкой мебели, ни стульев, а
были лавки и скамейки, которые мастерили своими руками.
У московских древних вод
Поселяется народ.
Поселялись люди редко
На реке, в глуши лесной,
Только предки наших предков
Появились тут весной.
Толь в ладьях они приплыли.
Толь верхами. Толь пешком.
Посидели, обсудили, осмотрели всё кругом
И решили: «Места много,
Есть, что есть и есть, что пить! »
Помолились люди богу.
Стали строиться да жить.
- Давным–давно жили на Руси люди в деревянных домах. Вот таких, как
этот. Кирпичей не было, а деревьев вокруг видимо - невидимо. Пойдут
люди в лес, нарубят деревьев и начнут дома себе строить, которые
назывались избами. В избу вели деревянные ступеньки.
Входя в избу, гости должны были поклониться хозяевам. Так люди в
старину здоровались.
Красный угол – самое почетное место в доме. Это было святое место – в
нем помещались иконы, поэтому его еще называют «святым». Согласно
традиционному этикету, человек, пришедший в избу, мог пройти туда
только по особому приглашению хозяев. Красный угол старались держать
в чистоте и нарядно украшали. Название «красный» означает «красивый»,
«хороший» и «светлый».
В красном углу находился и стол. Все значимые события семейной жизни
отмечались в красном углу, вдоль стола стояли лавки и скамьи.
В те далёкие времена семьи у русских людей были большие, дружные.
Вечером, после трудового дня, собиралась вся семья за столом, у самовара,
пили чай, рассказывали друг другу сказки и пели.
«Когда семья вместе, и душа на месте», - говорили наши предки.
Главное в избе это печь. Печь-печка-матушка, печка-кормилица.
С печью связан весь быт, вся жизнь людей.
Как вы думаете, чем печь топили в старину? (Дровами.) А куда за дровами
ходили? (в лес) Вот и я вам предлагаю отправиться в лес за дровами.
За дровами мы идём
И пилу с собой несём,
Вместе пилим мы бревно,
Очень толстое оно.
Чтобы печку протопить,
Много надо напилить!
Чтоб дрова полезли в печку,
Их разрубим на дощечки! Молодцы!
- Молодцы, дров набрали, накололи, а теперь милости прошу в русскую
избу.
Как вы думаете, зачем нужна была печь? (Чтобы в холод избу согревать,
готовить пищу.) Печь не только обогревала избу. В ней пекли хлеб,
готовили еду себе и домашним животным. На печи сушили одежду, обувь,
грибы, ягоды, мелкую рыбёшку. Здесь можно было спать. Для этого на
печи делалась специальная лежанка. В русской избе все крутилось вокруг
печки. Не зря в народе поговорки и пословицы о печке складывали. Какие
вы поговорки и пословицы знаете?
Печь нам мать родная!
Без печи хата не хата
Добрая то речь, что в избе есть печь.
Лежи на печи да ешь калачи!
- Почти все в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами
резали миски и ложки; ткали, вышивали, плели лапти, ткали кудель с
помощью веретена. Хозяйки содержали свои избы в чистоте.
- Посуда была очень необычная: горшки, крынки, чугунки. В чугунке
варили щи и каши. Молоко наливали в крынку и ставили в печь. В печи
горячо, жар.
Как достать оттуда крынку? (Ответы детей.)
Для этого брала хозяйка ухват (название произошло от слова ухватить).
Ухватит чугунок или крынку и вытащит его из печи.
Пальчиковая игра «Сорока, сорока, кашу варила»
- В старину в семьях детей было много и игрушки для них делали родители
своими руками. Вот как они выглядели (деревянные свистульки, лошадки,
матрёшки, глиняные игрушки, тряпичные куклы).
- В какие игрушки вы любите играть? (Ответы детей.)
- Я знаю вы очень любите собирать пазлы и предлагаю вам собрать новые
картинки, посмотрим, что у кого получится.
Конспект ООД по лепке "Красивые птички" в старшей
группе.
Цель: Развивать эстетическое восприятие детей. Вызвать
положительное эмоциональное отношение к народным игрушкам.
Закреплять приемы лепки: раскатывание пластилина, оттягивание,
сплющивание, прищипывание. Развивать творчество.
Ход занятия:
Воспитатель: - Рук нет, а строить умеет.
- Кто это? (птица)
Сегодня на занятии мы будем лепить сказочную птицу. Каждый из
вас слепит свою сказочную птицу, чтобы она была выразительной,
красивой и сказочной. Прежде, чем слепить её, давайте вспомним,
какие бывают способы лепки. Это конструктивный, пластический.
Конструктивный - из отдельных заготовок для частей тела птицы.
Делим кусок пластилина на несколько частей. Исходная форма -
конусообразная - будет нужна для лепки тела, шеи, головы, а другие
поменьше - для крыльев (два диска). Соединяем заготовки в единое
целое, места соединения заглаживаем, делая переходы плавными,
придавая фигуре хорошую позу. Вылепить на голове сказочной
птицы небольшую коронку, а крылья и хвост можно украсить
налепами или стекой, чтобы сразу было видно, что это сказочная
птица. Птице надо придать такую позу, чтобы про неё можно было
сказать «величавая»; «гордая»; «красивая», т.е. сделать фигурку
выразительной. Пластический - изделие целиком вылепливается из
одной заготовки путём вытягивания отдельных частей тела птицы.
Мы отправляемся в мир сказок. А помогут нам в этом наши
помощники: пластилин, стеки и др.
В конце занятия подвести итог, предложить детям рассказать о работе
товарища. Чтобы ребёнок обязательно находил и отличал
положительные стороны. Все вылепленные детьми сказочные птицы
поставить на один стол и полюбоваться ими. Выделить с детьми
работы, в которых сказочная птица изображена гордой, величавой,
красивой. Через позу, изгиб шеи, поднятую голову, красиво
размахивающие крылья, веерообразный хвост и т. д.