Консультация для родителей «Как
играть с ребенком дома, используя разные виды конструирования»
Одно из любимых детских
занятий - конструирование, т.е. создание из отдельных элементов чего-то целого:
домов, машин, мостов... Эта игра не только увлекательна, но и весьма полезна.
Ведь когда малыш строит, он должен ориентироваться на некоторый образ того, что
получится, поэтому конструирование развивает образное мышление и воображение.
Конструируя что-то, т.е. соединяя части, друг с другом, ребенок подстраивает
свою руку к деталям конструктора, благодаря чему развивается ручная ловкость и
мелкая моторика. Кроме того, добиваясь определенного результата, он развивает
целенаправленность собственных действий.
Различают три основных
вида конструирования:
- по образцу
- по условиям
- по замыслу
1.Конструирование по
образцу - когда есть готовая модель того, что нужно построить (например,
изображение или схема дома).
2.При конструировании по
условиям образца нет - задаются только условия, которым постройка должна соответствовать
(например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки - большим).
3.Конструирование по
замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких- либо внешних ограничений,
создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в
его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие
способности ребёнка.
Но главное -
конструирование позволяет ребенку из любых подручных средств творить свой
собственный неповторимый мир. Дети очень любят создавать игровое пространство
из того, что есть под рукой: мебели, диванных подушек, бумаги, а также
разнообразного природного материала (веточек, камешков, шишек и т.п.). Широкие
возможности предоставляют простые картонные коробки: из них можно сделать домик
и для кукол, и для самого малыша. Для этой важной и чрезвычайно полезной
детской деятельности существуют и специальные игрушки - конструкторы.
Начинаем с кубиков. Одной
из первых игрушек для конструирования могут быть простые кубики. Их можно
использовать уже для годовалого малыша. Сейчас в продаже большое количество
разных видов кубиков: есть и традиционные деревянные, и пластиковые, и даже
кубики из мягких материалов. Пластмассовые и мягкие кубики, конечно, наиболее
безопасны. Однако поверхность деревянных не покрытых лаком кубиков лучше
стимулирует развитие тактильных ощущений. Вначале малышу достаточно 2-3
кубиков. Покажите ему, как построить башенку, и дайте возможность разрушить ее.
Любимое занятие маленьких детей - ломать сделанные постройки. Не расстраивайтесь,
если сначала ребенок будет только разрушать. Это самое доступное для него и
имеющее видимый результат действие. Держать в руке кубики, а уж тем более
что-то строить из них гораздо сложнее. Но позже малыш научится и этому, и
строить ему будет уже интереснее, чем ломать. Покажите, как можно построить и
другие простые конструкции: паровозик, ворота для машинки или мячика и т.п.
Количество кубиков можно увеличить до 6-8 штук и строить не только башенку, но
и домики с окошками: поставьте два кубика на небольшом расстоянии друг от
друга, а сверху накройте третьим. Если у малыша получается, то попробуйте
строить домик из большего количества кубиков. В это же время малышу уже можно
предложить традиционный набор строительных материалов, состоящий из деталей разнообразной
формы: конусов, пирамидок, брусков и т.п. Такой строительный материал до сих
пор не утратил своей актуальности. Благодаря простоте и разнообразным
возможностям он интересен детям на протяжении всего дошкольного возраста. Есть,
конечно, специальные наборы для самых маленьких с меньшим количеством деталей,
но лучше сразу купить большой и самому отобрать несколько деталей, а позже
постепенно добавлять в игру остальные. Попытки малыша строить по показанному
образцу или самостоятельное манипулирование деталями от 1,5 до 3 лет сами по
себе являются игрой.