Где были? – У бабушки. – Что ели? – Кашку. Кашка сладенька, Бабка
добренька,
Дедка не добр – Поварешкой стук в лоб.
Конец потешки сопровождается легким шуточным щелчком в лоб,
повторяется несколько раз и вызывает детское волнение, смех и восторг.
Игра в «сороку-ворону», кроме того, что призвана развивать мелкую
моторику рук ребенка, несет простейший нравственный урок. Играя с
ребенком, бабушка или мама учат его работать – игрушки за собой убирать,
одежду на место класть. Так происходит постепенное приучение к труду.
Мораль: получил больше тот, кто трудился – воду носил, дрова колол, а кто
ничего не делал, тот ничего и не получил:
Этому дала – он воду носил. Этому дала – он баньку топил, Этому
дала – он дрова колол, Этому не дала – он воду не носил,
Дрова не колол, Баньку не топил.
А чтобы дать ребенку разрядку, развеселить его, идет в ход концовка:
Здесь тепленько, Здесь холодненько, А здесь ключики, Ключики кипят!
Стимулом во время кормления детей служит такая припевка: Щи да квас Для
тебя у нас, Ешь, Тарас, Будешь выше нас.
Таких игр-потешек у русского народа существует много, и все они,
постепенно усложняясь, несут новую информацию в сознание ребенка, ведут
к познанию богатств родного языка, народной поэзии, становятся для него
уроками трудового, нравственного и умственного воспитания.
Дети растут, и на смену потешкам приходят прибаутки – смешные
короткие рассказы, чаще всего в стихотворной форме, или смешные
рифмованные выражения, придающие речи юмористический оттенок.
Прибаутками также потешают, развлекают детей, но от потешек их отличает
то, что они не сопровождаются определенными игровыми действиями.
Потешки, подготовив ребенка к игре, дали ему необходимый запас
слов, чтобы узнавать многие предметы и явления окружающего мира. Так
заканчивается колыбельный период. Прибаутки же развивают богатое