1.3. В настоящих рекомендациях используются следующие понятия:
«примерная основная образовательная программа», «авторская программа» и
«рабочая программа учебного курса».
Комментарий.
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
[Закон 273-ФЗ "Об образовании в РФ" 2015] [Глава I] [Статья 2]
9) образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем,
содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях,
предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в
виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов,
курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов;
10) примерная основная образовательная программа - учебно-методическая документация
(примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие
программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов), определяющая
рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной
направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные
условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат
оказания государственных услуг по реализации образовательной программы;
28) адаптированная образовательная программа - образовательная программа,
адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом
особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при
необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию
указанных лиц.
Программа - это нормативно-правовой документ, обязательный для
выполнения в полном объеме. Программа фиксирует цели, объем и содержание
образования определенного уровня и (или) определенной направленности,
планируемые результаты освоения образовательной программы по конкретному
предмету, определяет логическую последовательность усвоения элементов
содержания, рекомендации по количеству часов на каждую тему, распределение их
по годам обучения, выявляет уровни и нормы оценки знаний обучающихся.
В примерных основных образовательных программах детально
раскрываются обязательные компоненты содержания обучения (инвариантная
часть), параметры качества освоения содержания конкретного предмета учебного
плана, указываются необходимые формы и средства обучения, приводятся
методические рекомендации общего характера. Данные программы утверждаются
Министерством образования и науки Российской Федерации и носят
рекомендательный характер. В примерных программах не всегда фиксируется
распределение учебного материала по отдельным темам.
Комментарий.
Разработка примерных программ относится к компетенции Российской Федерации в
области образования в лице ее федеральных органов государственной власти (ст. 28 Закона РФ
«Об образовании»). Примерные программы служат основанием для составления рабочих
программ учебных курсов и дисциплин, что входит в компетенцию образовательного учреждения
(п. 2. ст. 32 Закона РФ «Об образовании в РФ»)
Авторские программы учебных предметов разрабатываются авторами УМК
на основе ФГОС, примерных основных образовательных программ и авторской
концепции построения содержания учебного курса, предмета, дисциплины (модуля).