Управление образования Администрации Ленинского городского округа
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 25 «Колокольчик»
Наставничество как особый вид
педагогической деятельности
Автор: Емец Оксана Петровна,
воспитатель ВКК
ЖК «Бутово-Парк»
2021
Наставничество подразумевает передачу знаний и навыков опытных сотрудников молодым специалистам. Исходя
из этого определения наставник в образовательной деятельности должен обладать знаниями и навыками, которые
представляют реальную ценность, сам владеть навыками управления образовательной деятельностью, хорошо выполнять
свою работу и желать обучать других.
Наставничество это межличностная коммуникация, следовательно в своей работе с молодым педагогом наставник
должен применять наиболее эффективные формы взаимодействия: анализ ситуаций, самоактуализацию, личное
лидерство, способности принимать решения, умение аргументировано формулировать.
Совместная деятельность наставника и молодого воспитателя принесет положительные результаты, если она будет
построена в соответствии с некоторыми принципами.
Мотивация: Наставничество должно быть двусторонней добровольной работой. Она эффективна, только когда молодой
воспитатель хочет овладеть навыками и стать хорошим специалистом, а наставник искренне желает передать свои знания
и навыки новичку. Если один из них действует без внутренней мотивации, по принуждению или по вынужденным
обстоятельствам, результата ждать не приходится.
Сотрудничество: Наставничество основано на взаимном уважении и доверии. Наставнику следует создать
доброжелательную атмосферу и общаться с воспитателем на равных.
Системность: Развитие и поддержка молодого специалиста должны быть непрерывными. Одноразовые действия не дают
должного результата.
Актуальность: Особенностью труда начинающих педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те
же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и воспитатели с многолетним стажем, а родители воспитанников
и коллеги ожидают от них безупречного профессионализма. Молодому специалисту важно раскрыть свою
индивидуальность и начать формирование собственной профессиональной траектории. Работа с наставником ускоряет
этот процесс.
Моя цель в наставничестве: создание условий для работы и профессионального роста молодого специалиста,
способствующих успешному вхождению в профессиональную деятельность молодого педагога.
Задачи:
1. Поддержать молодого педагога эмоционально, укрепить веру педагога в себя.
2. Использовать эффективные формы повышения профессионального мастерства молодого специалиста, обеспечить
информационное пространство для самостоятельного овладения профессиональными знаниями.
3. Совместно планировать работу с молодым педагогом, помочь обобщить полученный опыт и представить его
педагогическому сообществу на разных уровнях.
Ожидаемый результат: Повышение профессиональных компетенций, молодого специалиста, собственный
профессиональный рост в процессе наставнической деятельности.
Наше сотрудничество с молодым специалистом началось с беседы, выявления затруднений, дефицитов, проблем в
работе. По итогам определили совместный план работы начинающего педагога с наставником, состоящий из трех этапов.
1й этап вводный. Наставник определяет круг обязанностей и полномочий молодого специалиста, а также выявляет
дефициты в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации.
2й этап основной (проектировочный). Наставник разрабатывает и реализует программу корректировки
профессиональных умений молодого педагога, помогает выстроить ему собственную программу самосовершенствования.
3й этап контрольно-оценочный. Наставник проверяет уровень профессиональной компетентности молодого педагога,
молодой специалист делает самооанализ профессионального роста.
Процесс повышения профессионализма молодого специалиста строится с учётом следующих факторов:
- уровня базового образования;
- индивидуальных особенностей молодого специалиста;
- профессиональных потребностей педагога.
ПЛАН РАБОТЫ В НАСТАВНИЧЕСТВЕ на 2021-2022 учебный год
Тема
Рассматриваемые вопросы
сроки
Знакомство с молодым
специалистом.
Диагностика умений и навыков молодого специалиста.
Выявление его потребностей и дефицитов.
Сентябрь
Обсуждение индивидуального
плана профессионального
становления
Обсуждение плана самообразования.
Участие в конкурсе «Наставник».
Сентябрь
Поиск собственного стиля
работы.
Анализ педагогических ситуаций.
Анализ различных стилей педагогического общения (авторитарный,
либерально-попустительский, демократический).
Структура педагогических воздействий (организующие, оценивающие,
дисциплинирующие).
Октябрь
Секреты мастерства
Обсуждение общих вопросов методики проведения занятий: наставник
совместно с молодым педагогом готовят планы занятий, проговаривают
каждый этап и элемент занятий, затем педагог проводит занятие в
присутствии педагога – наставника, после занятий идёт детальный анализ,
поиск интересных решений, выстраивание педагогического стиля.
Сентябрь-
ноябрь
Копилка интересных занятий.
Разработка или поиск интересных занятий. Обмен мнениями. Выявление
профессионального интереса, предпочтений молодого специалиста.
В течение года
Обобщение педагогического
опыта
Обсуждение процесса самообразования.
Изучение технологии описания опыта.
Апрель
Возможные пути
профессионального роста.
Аттестация. Требования к
квалификации
Изучение нормативных документов для аттестации педагогических
работников.
Январь –
февраль
Методическая выставка
достижений молодого
воспитателя.
Уровень профессионализма молодого воспитателя: систематизация наработок
профессиональной деятельности.
май
Диагностика воспитанников
Методика проведения педагогического обследования детей: Диагностика.
май
Литература
1. Ахметова С. Г. Новые образовательные технологии в организации неформального обучения персонала
компаний // Креативная экономика. 2012. № 7. С. 98-104.
2. Блинов В. И., Есенина Е. Ю., Сергеев И. С. Наставничество в образовании: нужен хорошо заточенный
инструмент // Профессиональное образование и рынок труда. 2019. № 3. С. 4–18.
3. Дудина Е. А. Наставничество как особый вид педагогической деятельности: Сущностные характеристики и
структура. Вестник государственного педагогического университета. // Том 7, № 5, 2017.