Описание специальных образовательных условий для детей с
тяжелыми нарушениями речи
Ребенок, имеющий тяжелые нарушения речи, может найти свое место в
системе общего образования и осваивать основную образовательную
программу, посредством полностью или частично адаптированных программ
учебных дисциплин и программы коррекционной работы, которые обеспечат
реализацию его специальных образовательных потребностей. Для получения
образования обучающимися с тяжелыми нарушениями речи в
общеобразовательных организациях необходимо создание специальных
условий обучения, воспитания и развития:
раннее выявление детей с речевой патологией (совместно со
специалистами медицинского профиля и психологами) и организация
логопедической помощи на этапе обнаружения признаков отклоняющегося
психо-речевого развития; обязательная систематическая коррекционно-
логопедическая помощь в соответствии с выявленными нарушениями в
раннем или дошкольном возрасте; взаимосвязь и преемственность
содержания и методов логопедической работы в условиях дошкольного и
школьного образования и воспитания, ориентированных на нормализацию
(полное преодоление) или сглаживание отклонений речевого и личностного
развития;
обязательное получение начального образования в условиях учреждения
массового или специального типа, адекватного образовательным
потребностям учащегося с учетом степени тяжести его речевого недоразвития;
получение обязательной систематической логопедической помощи в условиях
учреждения массового или специального типа; возможность обучаться на
дому и/или дистанционно (в случае тяжелых
форм речевой патологии при сочетанных нарушениях развития); обеспечение
специальных условий, способствующих психо-речевому развитию детей
на основе системного и комплексного подхода при диагностике и
коррекции речевых нарушений; взаимодействие и координация
педагогических, психологических и медицинских средств
воздействия при тесном сотрудничестве учителялогопеда,
учителя-дефектолога, педагога-психолога, учителей и врачей разных
специальностей; доступность необходимых медицинских
услуг, способствующих
преодолению и сглаживанию первичного дефекта, нормализации общей,
мелкой и артикуляционной моторики, состояния высшей нервной
деятельности, соматического здоровья; возможность модификации и
адаптации учебной программы при изучении
филологического и лингвистического курса, использование их
коррекционноразвивающих возможностей в минимизации
речевых нарушений и активизации коммуникативных навыков
обучащихся; вариативность:
взаимозаменяемость/сокращение/увеличение
академического и социально значимых компонентов обучения, отдельных
тематических разделов, учебных часов; применение индивидуально
ориентированных специфических приемов и методов логопедической
коррекции при различных по формах речевой патологии: для детей с
артикуляционными расстройствами необходимы специфические приемы
нормализации речевой моторики, дифференцированный логопедический
массаж, артикуляционная гимнастика; для детей с фонологическим
дефицитом – система развития фонематического восприятия, для детей с
заиканием методы нормализации темпоритмической организации речи, для
детей с общим недоразвитием речи формирование всех компонентов речевой
деятельности в течение
длительного периода; выбор индивидуального темпа обучения, с возможным
изменением сроков продвижения в образовательном пространстве (особенно в
случаях тяжелой речевой патологии);
особая организация диагностических, проверочных и
контрольнооценочных средств: сокращение объема контрольных заданий,
адресные пошаговые задания, с более дробными инструкциями (при
необходимости с неоднократным повтором); увеличение времени на
выполнение, самоанализ работы и исправление ошибок; объективная оценка
личностных, предметных и метапредметных результатов освоения основной
образовательной программы обучающимися; использование качественных
характеристик оценивания с учетом специфики речевого нарушения,
актуального уровня результатов обучения ребенка, образовательной динамики
и ее стабильности;
создание особой пространственной и временной организации
образовательной среды, учитывающей коммуникативный и социальный опыт
учащихся;
щадящий, здоровьесберегающий, комфортный режим обучения и нагрузок;
применение специальных методов, приемов и средств обучения, в том числе
специализированных компьютерных технологий, дидактических пособий,
визуальных средств, обеспечивающих реализацию «обходных путей»
обучения и коррекционного воздействия на речевые процессы, повышающих
контроль за устной и письменной речью; профилактика и коррекция
школьной и социокультурной дезадаптации за счет расширения
образовательного пространства, увеличение социальных контактов,
формирование навыков коллективной и индивидуальноподгрупповой работы
и внеучебного взаимодействия, обучение с этой целью выбирать и применять
необходимые коммуникативно-речевые стратегии поведения и общения;
формирование социально-коммуникативного внимания, вежливости,
приветливости, а также общекультурных, морально-этических и
нравственных норм поведения;
психолого-педагогическое сопровождение семьи с целью ее активного
вовлечения в коррекционно-развивающую работу с ребенком;
организация партнерских отношений с родителями, максимальное
привлечение их к коррекционно-развивающей работе и общему
образовательному процессу; наличие адаптированной образовательной
программы для детей с тяжелыми нарушением речи, которая будет определять
содержание и организацию образовательного процесса на каждом уровне
общего образования; включение в процесс обучения в общеобразовательной
организации специальных предметов коррекционно-лингвистического курса
(входящих в состав специально разработанных программ, которые
направлены на преодоление недостатков устной и письменной речи учеников
с тяжелыми речевыми нарушениями; гибкое варьирование двух компонентов
академического и жизненной компетенции в процессе обучения путем
расширения/сокращения содержания отдельных тематических разделов,
изменения количества учебных часов и использования соответствующих
методик и технологий.
реализация индивидуального дифференцированного подхода к обучению
ребенка с тяжелыми нарушениями речи (учет структуры речевого нарушения,
речевых и коммуникативных возможностей ребенка, его индивидуального
темпа обучения и продвижения в образовательном пространстве и т.п.);
применение специальных методов, приемов и средств обучения и
коррекционно-логопедической работы, в том числе специализированных
компьютерных технологий, дидактических пособий, визуальных средств,
обеспечивающих реализацию «обходных путей» коррекционного воздействия
на речевые процессы, повышающих контроль за устной и письменной речью,
тщательный отбор и комбинирование методов и приемов обучения с целью
смены видов деятельности обучающихся, изменения доминантного
анализатора, включения в работу большинства сохранных анализаторов;
использование ориентировочной основы действий (опорных сигналов,
алгоритмов, образцов выполнения задания);
необходимость концентрического подхода к изучению учебного материала,
для неоднократном повторении изученного материала.
организация для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи в
общеобразовательных организациях, патроната специальных служб помощи и
поддержки (ПМПК, ПМПк, консультативных центров, ПМСцентров,
логопедических пунктов и т.д.). Эти службы оказывают логопедическую
помощь детям с ТНР, направленную на диагностику состояния речевой
деятельности, коррекционно-логопедическое воздействие по преодолению
речевых расстройств, профилактику вторичных речевых нарушений. Помощь
может быть систематической егулярные занятия), а может быть
эпизодической по мере обращения родителей, что зависит от конкретных
потребностей ребенка.
Создание безбарьерной среды, включая физическую и психологическую
составляющие. Организация воспитательной работы с использованием
ресурсов системы дополнительного образования при сетевом взаимодействии
и (или) внеурочной деятельности по организации взаимодействия здоровых
детей и детей с речевой патологией, направленной на гармонизацию детских
взаимоотношений; создание атмосферы эмоционального комфорта и
взаимопринятия.
Постоянный мониторинг результативности академического компонента
образования и сформированности жизненной компетенции учащихся, уровня
и динамики развития речевых процессов исходя из особенностей первичного
речевого дефекта.