ОСОБЕННОСТИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ СОВРЕМЕННЫХ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

 

Аннотация: В статье представлены результаты исследования и методические рекомендации по организации сюжетно-ролевой игры современных детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении.

Ключевые слова: сюжетно-ролевая игра, старший дошкольный возраст, современные дети.

 

Игра – наиважнейший вид деятельности дошкольника. В ней происходят мощные изменения в психике ребенка, подготавливающие переключение высокой стадии усовершенствования. В работах Д.Б. Эльконина, [4], Л.C. Выготского  [1], О.В. Гударёвой [2] раскрывается великое значение сюжетно-ролевой игры ребенка.

Социокультурные изменения, происходящие в обществе, наложили след  на детской игре. Современные дети XXI века все меньше и меньше уделяют время сюжетно-ролевым играм.

Таким образом, в настоящее время возникает противоречие между возрастающими требованиями образовательных организаций к уровню психологической готовности детей и состоянием игровой деятельности в качестве ведущей, которая сегодня не обеспечивает должной готовности, неумение педагогов последовательно выстроить систему работы по развитию игровой деятельности детей 5-6 лет ДОУ и отсутствие заинтересованности родителей в развитии игровой деятельности указанного возраста.

Исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад №54» г. Чебоксары Чувашской Республики. В исследовании приняли участие 20 дошкольников в возрасте 5-6 лет.  Для выявления уровня сформированности игровой деятельности у дошкольников мы подобрали модифицированный вариант методики Калининой Р.Р. «Изучение игровой деятельности» [3]. В нее включены основные параметры, определяющие развитие ролевой игры, в соответствии с концепцией Д. Б. Эльконина. Игровую деятельность детей старшего дошкольного возраста оценивали по 7 критериям: 1) распределение ролей; 2) основное содержание игры; 3) ролевое поведение; 4) игровые действия; 5) использование атрибутики и предметов-заместителей; 6) использование ролевой речи; 7) выполнение правил.

В исследовании выявлены следующие особенности сюжетно-ролевой игры детей 5-6 лет: большая часть детей (85%) охотно использовали в своих играх атрибуты и предметы-заместители, игровые действия наблюдались у 80% детей, они отличались многообразием, логично выстроены. Правила игры (50%) соблюдались, но из-за возникновения конфликтных ситуаций были нарушены. Ролевое поведение наблюдалось у 60%  детей на всем протяжении игры. Были выполнены действия (60%), связанные с отношением к другим людям. Ролевая речь развернутая (55%), периодически переходил на прямое обращение. Дети самостоятельно распределяли роли между собой (55%), при конфликтных ситуациях обращались за помощью воспитателя.

Результаты наблюдения за играми детей показали, что мальчики играли  в такие игры, как «Полицейские и бандиты», «Человек-паук», «Бэтмен», а девочки в «Салон красоты», «Супермаркет», «Дочки-матери». Сегодняшние дети лучше знакомы с жизнью и отношениями героев фильмов, чем окружающих их близких взрослых. В содержаниях детских игр часто встречаются виртуальные персонажи.

На основании полученных результатов диагностики, мы разработали методические рекомендации для воспитателей по развитию сюжетно-ролевой игры у детей 5-6 лет в дошкольном образовательном учреждении.

Условия развития детской игры:

1)   Грамотный и разнообразный подбор игрушек и игровых материалов.

2)      Компетентность педагога (самосовершенствование, повышение квалификации).

3)   Современные дети – современный педагог. Дошкольному педагогу нужно быть в курсе всех событий, происходящих вокруг ребенка (книжные новинки, современные мультфильмы, радио- и телепередачи, игрушки и т.д.). 

4)   Сотрудничество с родителями (консультации – «Игры современных детей», «Полезные и вредные игрушки», информационный уголок для родителей – «Волшебный мир игр», «Поиграем вместе», родительские собрания, круглые столы – «Почему уходит игра», «Предметно-развивающая среда дома и в саду», приглашать на открытые занятия, создавать и периодически обновлять памятки, брошюры – «Сюжетно-ролевая игра старших дошкольников», «Игры детей XXI в.», «Влияние мультфильма на игру детей», выставки совместных работ – «Домашние поделки», «Коллекция игрушек».

Сюжетно-ролевые игры для детей старшего дошкольного возраста.

«Моя семья»

Задачи: Побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи. Уметь самостоятельно создавать игровую обстановку. Воспитать дружеское отношение друг к другу. Раскрывать нравственную ценность деятельности взрослых людей: взаимопомощь, ответственное отношение к своим обязанностям. Оборудование: куклы, кухонные принадлежности, игровые предметы домашнего бытового содержания.

 «Школа»

 Задачи: Расширять представления детей об учебном заведении – школе,  продолжать учить творчески развивать сюжеты игры. Воспитывать уважительное отношение учителю и детям, уметь сплоченно играть в коллективе.

Предварительная работа: Экскурсия в МБОУ «СОШ №27 и 29», беседа о школьных принадлежностях. Просмотр иллюстраций по теме. Чтение литературных произведений Э. Мошковской «Мы играем в школу», С. Маршака «Первое сентября». Оборудование: школьные принадлежности, указка, столы и стулья, журнал.

«Ателье Аврора»

Задачи: продолжать работу по расширению и закреплению знания детей о работе в швейном ателье, развивать и укреплять дружеские взаимоотношения между детьми.

Предварительная работа: Экскурсия в швейное ателье «Аврора». Чтение произведений: Викторов «Я для мамы платье шила», С. Михалков «Заяц портной». Просмотр альбома «Мир ткани», журналов «Лиза», «Космополитен». Ручной труд «Пришиваем пуговицу». Изготовление атрибутов совместно с родителями.  Оборудование: ассортимент видов ткани, набор «Рукодельница», стол, швейные машины, выкройки, фартук, квитанции, журналы и газеты о моде,

 «Веселый полет»

Задачи: расширить знания детей о транспорте – самолёте. Закрепить знания о деталях транспорта (крыло, хвостовая и носовая части, шасси, фюзеляж). Обогащать словарный запас: «стюардесса, бортпроводник», «пилот», «шасси», «фюзеляж».

Предварительная работа: экскурсия в «Аэропорт Чебоксары». Оборудование: сконструированный самолет, фуражка и комбинезон летчика, костюм стюардессы, плакаты с изображениями рек, лесов, пустынь.

ЛИТЕРАТУРА

1.    Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка /  Л.С. Выгтский // Вопросы психологии. – 1966. – № 6. – С. 62-76.

2.    Гударёва, О.В. Игра и психическое развитие современных 5- летних детей / О.В. Гударёва // Вопросы психического здоровья детей и подростков. – 2003. – №3. – С. – 50-57

3.    Калинина, Р. Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду / Р.Р. Калинина. – СПб: Речь, 2003. – 144 с.

4.    Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. – М.: Педагогика, 1989. – 560 с.