ОСОБЕННОСТИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ СОВРЕМЕННЫХ ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация: В статье представлены результаты исследования и методические рекомендации по организации
сюжетно-ролевой игры современных детей старшего дошкольного возраста в дошкольном
образовательном учреждении.
Ключевые
слова: сюжетно-ролевая игра, старший дошкольный
возраст, современные дети.
Игра – наиважнейший вид деятельности
дошкольника. В ней происходят мощные изменения в психике ребенка, подготавливающие
переключение высокой стадии усовершенствования. В работах Д.Б. Эльконина, [4], Л.C. Выготского
[1], О.В. Гударёвой [2] раскрывается великое
значение сюжетно-ролевой игры ребенка.
Социокультурные изменения, происходящие в
обществе, наложили след на детской игре.
Современные дети XXI века все меньше и меньше
уделяют время сюжетно-ролевым играм.
Таким образом, в настоящее время возникает
противоречие между возрастающими требованиями образовательных организаций к
уровню психологической готовности детей и состоянием игровой деятельности в
качестве ведущей, которая сегодня не обеспечивает должной готовности, неумение
педагогов последовательно выстроить систему работы по развитию игровой
деятельности детей 5-6 лет ДОУ и отсутствие заинтересованности родителей в
развитии игровой деятельности указанного возраста.
Исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад
№54» г. Чебоксары Чувашской Республики. В исследовании приняли участие 20
дошкольников в возрасте 5-6 лет. Для выявления уровня сформированности
игровой деятельности у дошкольников мы подобрали модифицированный вариант
методики Калининой Р.Р. «Изучение игровой деятельности» [3]. В нее включены основные параметры, определяющие
развитие ролевой игры, в соответствии с концепцией Д. Б. Эльконина. Игровую деятельность детей старшего дошкольного возраста оценивали по 7
критериям:
1) распределение ролей; 2) основное содержание игры; 3) ролевое поведение; 4) игровые действия; 5) использование атрибутики и
предметов-заместителей; 6)
использование ролевой речи; 7)
выполнение правил.
В исследовании выявлены следующие
особенности сюжетно-ролевой игры детей 5-6 лет: большая часть детей (85%) охотно использовали в своих играх
атрибуты и предметы-заместители, игровые действия наблюдались у 80% детей, они
отличались многообразием, логично выстроены. Правила игры (50%) соблюдались, но
из-за возникновения конфликтных ситуаций были нарушены. Ролевое поведение
наблюдалось у 60% детей на всем
протяжении игры. Были выполнены действия (60%), связанные с отношением к другим
людям. Ролевая речь развернутая
(55%), периодически переходил на прямое обращение. Дети самостоятельно распределяли роли между собой
(55%), при конфликтных ситуациях обращались за помощью воспитателя.
Результаты
наблюдения за играми детей показали, что мальчики играли в такие игры, как «Полицейские и бандиты», «Человек-паук»,
«Бэтмен», а девочки в «Салон красоты», «Супермаркет», «Дочки-матери». Сегодняшние
дети лучше знакомы с жизнью и отношениями героев фильмов, чем окружающих их
близких взрослых. В содержаниях детских игр часто встречаются виртуальные
персонажи.
На
основании полученных результатов диагностики, мы разработали методические
рекомендации для воспитателей по развитию сюжетно-ролевой игры у детей 5-6 лет в
дошкольном образовательном учреждении.
Условия развития детской игры:
1) Грамотный и разнообразный подбор игрушек и
игровых материалов.
2)
Компетентность педагога (самосовершенствование,
повышение квалификации).
3) Современные дети – современный педагог.
Дошкольному педагогу нужно быть в курсе всех событий, происходящих вокруг
ребенка (книжные новинки, современные мультфильмы, радио- и телепередачи,
игрушки и т.д.).
4) Сотрудничество с родителями (консультации –
«Игры современных детей», «Полезные и вредные игрушки», информационный уголок
для родителей – «Волшебный мир игр», «Поиграем вместе», родительские собрания,
круглые столы – «Почему уходит игра», «Предметно-развивающая среда дома и в
саду», приглашать на открытые занятия, создавать и периодически обновлять
памятки, брошюры – «Сюжетно-ролевая игра старших дошкольников», «Игры детей XXI
в.», «Влияние мультфильма на игру детей», выставки совместных работ – «Домашние
поделки», «Коллекция игрушек».
Сюжетно-ролевые игры для детей старшего
дошкольного возраста.
«Моя
семья»
Задачи: Побуждать детей творчески
воспроизводить в играх быт семьи. Уметь самостоятельно создавать игровую
обстановку. Воспитать дружеское отношение друг к другу. Раскрывать нравственную
ценность деятельности взрослых людей: взаимопомощь, ответственное отношение к
своим обязанностям. Оборудование: куклы, кухонные принадлежности, игровые
предметы домашнего бытового содержания.
«Школа»
Задачи: Расширять представления детей об
учебном заведении – школе, продолжать
учить творчески развивать сюжеты игры. Воспитывать уважительное отношение
учителю и детям, уметь сплоченно играть в коллективе.
Предварительная работа: Экскурсия в МБОУ «СОШ
№27 и 29», беседа о школьных принадлежностях. Просмотр иллюстраций по теме. Чтение
литературных произведений Э. Мошковской «Мы играем в школу», С. Маршака «Первое
сентября». Оборудование: школьные принадлежности, указка, столы и стулья,
журнал.
«Ателье
Аврора»
Задачи: продолжать работу по расширению и
закреплению знания детей о работе в швейном ателье, развивать и укреплять
дружеские взаимоотношения между детьми.
Предварительная работа: Экскурсия в
швейное ателье «Аврора». Чтение произведений: Викторов «Я для мамы платье
шила», С. Михалков «Заяц портной». Просмотр альбома «Мир ткани», журналов «Лиза»,
«Космополитен». Ручной труд «Пришиваем пуговицу». Изготовление атрибутов
совместно с родителями. Оборудование:
ассортимент видов ткани, набор «Рукодельница», стол, швейные машины, выкройки,
фартук, квитанции, журналы и газеты о моде,
«Веселый полет»
Задачи: расширить знания детей о
транспорте – самолёте. Закрепить знания о деталях транспорта (крыло, хвостовая
и носовая части, шасси, фюзеляж). Обогащать словарный запас: «стюардесса,
бортпроводник», «пилот», «шасси», «фюзеляж».
Предварительная работа: экскурсия в
«Аэропорт Чебоксары». Оборудование: сконструированный самолет, фуражка и
комбинезон летчика, костюм стюардессы, плакаты с изображениями рек, лесов,
пустынь.
1.
Выготский, Л. С. Игра и ее роль в
психическом развитии ребенка / Л.С.
Выгтский // Вопросы психологии. – 1966. – № 6. – С. 62-76.
2.
Гударёва, О.В. Игра и психическое развитие современных 5- летних детей /
О.В. Гударёва // Вопросы психического здоровья детей и подростков. – 2003. –
№3. – С. – 50-57
3.
Калинина, Р. Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду /
Р.Р. Калинина. – СПб: Речь, 2003. – 144 с.
4.
Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. – М.:
Педагогика, 1989. – 560 с.