План – конспект занятия
в области «Художественно – эстетическое развитие» (аппликация)
в старшей группе на тему «Где-то на белом свете…»
Время: первая половина дня
Место проведения: группа
Задачи: 1. Расширять и уточнять представления детей о жизни людей на Крайнем Севере;
2. Закреплять умения применять различные техники аппликации (симметричная, обрывная,
накладная);
3. Расширять спектр технических приёмов обрывной аппликации (разрывание, обрывание,
выщипывание, сминание);
4. Развивать чувство формы и композиции, мелкую моторику;
5. Воспитывать уважение к культуре и обычаям других народов.
Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие,
речевое развитие, физическое развитие.
Словарная работа: чум (яранга), чукча, тундра, сопки.
Предварительная работа: беседа о жизни людей на Крайнем Севере, рассматривание
сюжетных картин и иллюстраций по теме, ознакомление с произведениями декоративно-
прикладного искусства народов Севера.
Индивидуальная работа: с Алисой правильное положение ножниц в руках.
Материалы и оборудование:
Демонстрационный: карточки с изображениями народов Севера, их жилищ (яранг),
изображение панорамы тундры, цветная и белая бумага,
Раздаточный: цветная и белая бумага; клей, салфетки, клеёнка, цветные карандаши или
восковые мелки для дополнения аппликативной композиции графическими средствами.
Ход образовательной деятельности:
I. Вводная часть.
Предлагаю сесть каждому за свой стол. Провожу беседу и актуализирую ранее полученные
знания по теме.
Беседа. Разговариваем с детьми о том, как живут люди Крайнего Севера: кто входит в состав
народности (якуты, чукчи, буряты, карелы и др.), какой образ жизни ведут: кочевой или
осёдлый, традиционное жилище – чум (яранга): как строится, чем покрывается, традиционная
народная одежда. Рассматриваем картинки с изображением жилищ (яранг), с изображением
традиционных нарядов.
Рассказываю, что наряды традиционно делаются из меха животных, украшаются бисером,
кусочками кожи.
—Ребята, наша страна очень большая. В неё входят множество народов. Сегодня мы поговорим с
вами о жителях Крайнего Севера.
Там живут такие народы, как: якуты, чукчи, буряты, карелы и многие другие. Некоторые
народы, такие как якуты и буряты, ведут осёдлый образ жизни. Что это значит? (ответы детей)
Да, это значит, что люди этой народности живут постоянно на одном месте. Но также
существуют народы, которые ведут кочевой образ жизни. Что это значит? (ответы детей) Да, это
значит, что люди, ведущие кочевой образ жизни, переходят с места на место, не задерживаясь
где-то подолгу.
Один из таких народов – чукчи. Их традиционное жилище называется «чум» или по-другому
«яранга». Конусный каркас этого жилища покрывают тёплыми оленьими шкурами.
Традиционная одежда чукчи делается глухого покроя. Вся одежда делается двойной, нижняя -
мехом к телу и верхняя - мехом наружу.
Демонстрирую картинку с изображением панорамы зимней тундры:
Ребята, наши друзья чукчи отправились в путешествие по заснеженной тундре, пока
они пробирались сквозь шквалистый и сильный ветер со снегом, они очень устали и
решили отдохнуть и обогреться. Но посмотрите, вокруг ни одного жилища. Только
бескрайние, занесённые снегом, просторы. Давайте поможем нашим чукчам и построить
для них яранги, в которых они смогут передохнуть от долгого пути? (социально-значимая
мотивация)
Перед тем, как помочь нашим друзьям, давайте немного поиграем, чтобы не
замёрзнуть, ведь чукчи живут на Крайнем Севере, где вокруг лежит снег и трещит мороз.
Предлагаю детям встать в круг:
Физкультминутка.
«Мы потопаем, мы похлопаем.
Будем весело плясать, будем руки согревать.
Мы потопаем, мы похлопаем,
Чтоб нам было веселее, будем прыгать мы скорее.
Выпал беленький снежок
Собрались мы все в кружок
Мы потопаем, мы похлопаем.
Будем весело плясать, будем руки согревать.
Мы потопаем, мы похлопаем,
Чтоб нам было веселее, будем прыгать мы скорее»
По окончанию прошу сесть на свои места, внимательно слушать и запоминать.
Сопровождаю свой рассказ показом способа изображения «белой равнины с сопками» в
технике обрывной аппликации:
Белая бумага поможет показать бескрайнюю белоснежную равнину с небольшими
сопками (возвышениями). Обрываем бумагу так, чтобы у нас получилось 2 части. Вот у нас
и получилась наша равнина. Теперь приступим к сооружению яранг для чукч.
Демонстрирую варианты изображения чума из бумажных треугольников. Складываю
квадрат верхними углами к центру нижней линии. Получился треугольник.
На Севере очень холодно, поэтому северяне (жители Севера) ходят в очень тёплой
одежде из пушистого густого меха.
Показываю варианты изображения и оформления человечков в традиционной одежде
жителей Севера.
Далее демонстрирую как сделать снег – сминаем маленькие части салфетки и
приклеиваем их на листок.
II. Основная часть:
Предлагаю детям начать помогать нашим друзьям чукчам:
Выберите лист бумаги для фона (голубого, розового, синего, бирюзового, фиолетового
цвета). Возьмите белую бумагу для изображения белоснежной равнины с небольшими
сопками. Придумайте, как вырезать человечков и украсить их одежду.
Дети приступают к созданию собственной композиции. Включаю фоновым
сопровождением песню «Где-то на белом свете».
Даю советы, указания по ходу работы, помогаю, если возникла необходимость.
После окончания выкладывают на отдельных столах общую панораму «Где-то на белом
свете…», сопоставляя свои работы друг с другом.
III. Заключительная часть:
Рассматриваем работы, анализируем самые удачные, оценивая по критериям: самые
аккуратные, интересные, креативные.
Ребята, что мы сегодня с вами делали? Кому помогали? Что вам больше всего понравилось
делать?
Говорю детям, что теперь у наших друзей есть свои собственные дома, в которых они могут
отдохнуть после долгого путешествия и согреться. Передаю детям, что чукчи очень
благодарны таким умелым и трудолюбивым ребятам за помощь.