Тема: «Развитие памяти детей дошкольного возраста с использованием
техники мнемотаблиц»
Цель работы: повышение своего теоретического уровня,
профессионального мастерства и компетентности; объединить усилия
педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью техники
мнемотаблиц.Развивать у детей психические процессы: мышление,
внимание, воображение, память.
Актуальность выбранной темы:
Память является одной из центральных, основных психических функций, в зависимости
от которых строятся все остальные функции. Полноценное развитие мышления,
восприятия, воображения, речи было бы невозможно при отсутствии процессов
узнавания, сохранении и воспроизведения информации. Именно память лежит в основе
обучения и воспитания, приобретения знаний, личного опыта, формирования навыков. В
период дошкольного возраста происходит активное развитие всех видов памяти ребенка.
Первые мнемические задачи перед ребенком ставит взрослый, когда просит малыша
вспомнить название определенного предмета, повторить стишок и пр. Одобрение
взрослого вызывает у ребенка стремление запомнить информацию, повторить ее.
Выполняя такие задачи, ребенок усваивает простейшие мнемические приемы и средства
(повторение, перевод).
Интеллектуализация памяти, ее осмысленность и произвольность проходит более
эффективно при обучении дошкольника приемам мнемотехники.
МНЕМОТЕХНИКА – это искусство запоминания, совокупность приемов и способов,
облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования
искусственных ассоциаций. Мнемотехника способствует развитию всех свойств памяти.
Опора на различные анализаторы позволяет ребенку легче и быстрее запомнить материал.
Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично
графическое изображение персонажей сказки, явлений природы,
некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев
сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему,
изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
В средней группе используется прием подбора слов-ассоциаций. Ассоциация — это
установление связей по сходству, смежности или противоположности запоминаемого с
индивидуальным опытом субъекта и т.д. Устанавливать связи по сходству можно
используя глаголы, прилагательные, существительные. На первых занятиях слово
выделяется высотой голоса, интонацией. В дальнейшем акцент на словах не ставится. На
последующих занятиях детям дается время самостоятельно придумать ассоциацию, не
озвучивая ее вслух. Ассоциирование также можно проводить с использованием карточек
различной формы, цвета и пр.