Тема: «Развитие памяти детей дошкольного возраста с использованием
техники мнемотаблиц»
Цель работы: повышение своего теоретического уровня,
профессионального мастерства и компетентности; объединить усилия
педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью техники
мнемотаблиц.Развивать у детей психические процессы: мышление,
внимание, воображение, память.
Актуальность выбранной темы:
Память является одной из центральных, основных психических функций, в зависимости
от которых строятся все остальные функции. Полноценное развитие мышления,
восприятия, воображения, речи было бы невозможно при отсутствии процессов
узнавания, сохранении и воспроизведения информации. Именно память лежит в основе
обучения и воспитания, приобретения знаний, личного опыта, формирования навыков. В
период дошкольного возраста происходит активное развитие всех видов памяти ребенка.
Первые мнемические задачи перед ребенком ставит взрослый, когда просит малыша
вспомнить название определенного предмета, повторить стишок и пр. Одобрение
взрослого вызывает у ребенка стремление запомнить информацию, повторить ее.
Выполняя такие задачи, ребенок усваивает простейшие мнемические приемы и средства
(повторение, перевод).
Интеллектуализация памяти, ее осмысленность и произвольность проходит более
эффективно при обучении дошкольника приемам мнемотехники.
МНЕМОТЕХНИКА – это искусство запоминания, совокупность приемов и способов,
облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования
искусственных ассоциаций. Мнемотехника способствует развитию всех свойств памяти.
Опора на различные анализаторы позволяет ребенку легче и быстрее запомнить материал.
Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично
графическое изображение персонажей сказки, явлений природы,
некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев
сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему,
изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
В средней группе используется прием подбора слов-ассоциаций. Ассоциация — это
установление связей по сходству, смежности или противоположности запоминаемого с
индивидуальным опытом субъекта и т.д. Устанавливать связи по сходству можно
используя глаголы, прилагательные, существительные. На первых занятиях слово
выделяется высотой голоса, интонацией. В дальнейшем акцент на словах не ставится. На
последующих занятиях детям дается время самостоятельно придумать ассоциацию, не
озвучивая ее вслух. Ассоциирование также можно проводить с использованием карточек
различной формы, цвета и пр.
План работы на год 2020 2021г.
Раздел
Сроки
Содержание работы
Практические
выходы
Изучение
методической
литературы
Сентябрь -
май
Подбор методической
литературы
Подбор практического
материала работы с
мнемотаблицами
Работа с детьми
Октябрь
Ознакомление детей с
мнемотаблицами и
символами для них.
.Показать, как нужно работать
с мнемотаблицами.
Чтение сказки «Три
поросенка» по
мнемотаблице
Работа с
родителями
Октябрь
Консультация для родителей.
Тема: Развитие памяти
детей дошкольного
возраста с
использованием техники
мнемотаблиц
Папка передвижка
Ноябрь
Мастер-класс «Мнемотаблица
друг для игры»
Дидактическая
игра «Времена
года»
Май
Консультация
«Заучивание
стихотворений с
помощью мнемотехники»
Папка передвижка
Работа с детьми
Ноябрь
Составление мнемотаблиц
(педагогом, совместно
педагогом и детьми) для
рассказов об осени.
Стихотворение И.
Бланки
«Листопад»
Декабрь
Упражнять детей в
составлять связный
рассказ по схеме –
модели; развивать умение
соотносить знаковые
символы с образами;
развивать память,
внимание, наглядно –
действенное мышление.
Составление
рассказа «Моя
семья»
Январь
Составление мнемотаблиц
детьми для рассказа
сказки
Сказка о глупом
мышонке» С
Маршака.
Февраль
Активизация предметного
словаря: название
профессии, орудий труда,
расширение словаря
действий; учить
составлять
мнемодорожку.
Расскажи о
профессии папы.
Март
Продолжать упражнять в
умении рассказывать
содержание сказки
связно, в логической
последовательности,
учить соотносить
знаковые символы с
образами; развивать
внимание, память,
мышление.
Рассказы о весне с
помощью мнемотаблиц.
Дидактическая игра
«Времена года».
Досуг «Сказка
своими руками»
Русская народная
сказка «Каша из
топора».
Апрель
Учить составлять
творческие рассказы,
правильно использовать в
речи слова и выражения,
позволяющие начать и
закончить рассказ.
Составление
творческих рассказов
Май
Показ сказки «Краденое
солнце» детям младшего
дошкольного возраста
Развлечение
«Краденое солце»
Итог
Май
Закрепить полученные
знания и умения в
рассказывание сказок,
рассказов, загадок.
Связно, в логической
последовательности, с
помощью мнемотаблицы
Совместное творчество детей
и родителей.
Семейный конкурс
«Отгадай загадку –
нарисуй отгадку»
Самореализация
Май
Создание картотеки по работе
с мнемотаблицами
Публикация
наработанного
материала на сайте
Папка - передвижка
для родителей
Литература.
1. Козаренко В.А. Учебник мнемотехники. Система запоминания «Джордано». М. 2007.
С.5.
2. Останкова Ю. В. Система коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к
школе. - Волгоград: Учитель, 2007. – С. 11, 23, 26, 31, 64, 107-122.
3. Динамика развития памяти детей дошкольного возраста 4-5 лет.
http://psylib.narod.ru/author_works/2005_10_28_diplom.html
5. Мосолкина Л.С.Использование мнемотаблицы в качестве дидактического
материала.http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-
roditeley/2013/06/07/ispolzovaniemnemotablitsy-v-kachestve
6. http://www.edu.murmansk.ru/www/do/metodic/dou108/skazka_kolosok.htm
7. http://www.maam.ru/detskijsad/-ispolzovanie-yelementov-triz-i-rtv-v-muzykalnoidejatelnosti-
doshkolnikov-konsultacija-dlja-muzykalnyh-rukovoditelei.
8. http://mistergid.ru/children/metodika/19285-ispolzovanie-priemov-mnemotehniki.html
Изучение статей в данном направлении. В течение года
Работа с литературой
Содержание
Заметки, примечания
Обобщение опыта (выступление с темой по самообразованию)
Дата
Выступление
(тема)
ДОУ
Город
Республика
Россия
Обобщение опыта (выступление с темой по самообразованию)
Дата
Выступление
(тема)
ДОУ
Город
Республика
Россия
Открытые мероприятия
Дата
Тема (цель)
ДОУ
Город
Республика
Курсовая подготовка
Дата
Название курсов
Кол – во часов
Методические объединения, кластеры
Дата
Тема
Примечания
Конкурсы для воспитателей
Дата
Название
конкурсов
Статус
Результат
Конкурсы для воспитанников
Дата
Название
конкурсов
Статус
Результат