Заявка
на конкурс социально значимых проектов
Регистрационный номер заявки
Дата получения
Название проекта
Мой дом – моя Родина
Номинация
Возрождение и сохранение культурных, национальных и
духовных традиций
Организация –
заявитель
Муниципальное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад комбинированного вида №3
«Малыш» г.Мариинска
Юридический адрес
ул.Енисейская, 1, г.Мариинск, Кемеровская обл., 652153,
РФ
Фактический адрес
ул.Енисейская, 1, г.Мариинск, Кемеровская обл., 652153,
РФ
Руководитель
организации -
заявителя
Быкова Елена Николаевна
Телефон
(838443) 54237
Руководитель
проекта
Сомова Валентина Николаевна – старший воспитатель
Телефон
(838443) 54237
Продолжительность
проекта
девять месяцев
начало проекта
сентябрь 2019 года
окончание проекта
май 2020 года
Краткая аннотация
проекта
Проект «Мой дом – моя Родина» по приобщению детей к
наследию своего народа является средством
формирования национального самосознания
дошкольников
Запрашиваемая
сумма (в рублях)
50 000 рублей
Вклад из других
источников
-
Полная стоимость
проекта (в рублях)
50 000 рублей
Организации-
партнеры
Муниципальное учреждение Центральная библиотечная
система г.Мариинска и Мариинского района. Библиотека-
филиал №47.
Заведующий МДОУ «Д/с комбинированного вида №3 «Малыш»
________Е.Н. Быкова
Руководитель проекта ____________ В.Н. Сомова
Актуальность проекта
Дошкольный возраст важнейший период становления личности, когда
закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления
детей о человеке, обществе и культуре. В.А.Сухомлинский утверждал, что «детство
каждодневное открытие мира и, поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде
всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия».
Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о
том, что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности,
начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта,
«складывается» человек.
Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития общества
обязывают ДОУ развивать познавательный интерес, любовь к Родине, её историко-
культурному наследию.
Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не
знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать
полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с
уважением относящегося к другим народам.
Становление человека как гражданина должно начинаться с его малой Родины
родного города. Невозможно вырастить настоящего патриота без знания истории.
Любовь к большому надо прививать с малого: любовь к родному городу, краю,
наконец, к большой Родине. Знакомясь с родным городом, его
достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в
определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в то
же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.
Базовым этапом формирования у детей любви к Родине является накопление
ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм
поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к отчизне
начинается с любви к своей малой родине месту, где родился человек. Любой
край, где бы человек ни жил, неповторим. У каждого места на земле есть своя
история.
Мариинск имеет богатую историю, которую должны знать наши дети. За
последние годы наш город преобразился: стали чистыми и нарядными улицы,
появились новые памятники и парки, стали благоустраиваться дворы и детские
площадки, появилось много новых зеленых насаждений и разнообразных красиво
оформленных цветущих клумб. Мариинск становится музеем под открытым небом.
Мы стремимся к тому, чтобы воспитанники увидели красоту родного города,
преобразования, происходящие в нем каждый год, гордились своей малой родиной.
Таким образом, выбор данной темы обусловлен пониманием педагогической
значимости этой проблемы, с одной стороны, и недостаточным уровнем знаний у
детей и родителей о родном крае, городе, с другой стороны. Необходимо отметить,
что в настоящее время в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма,
гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают недоумение.
Заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящих
патриотов, любящих свою Родину.
Цель проекта: формирование у детей старшего дошкольного возраста системных
знаний по истории, культуре родного города – Мариинска, воспитание чувства
любви к своей малой родине, гордости за нее.
Для достижения данной цели определены следующие задачи:
развитие у детей эмоционально ценностного отношения к своей малой
родине;
формирование интереса каждого дошкольника к настоящему и прошлому
Мариинска, умение видеть историю вокруг себя домах, в названиях улиц и
т.д.), воспитывать уважение и гордость за достижения земляков;
ознакомление детей с культурным наследием Мариинска;
предоставление возможности дошкольникам почувствовать себя маленькими
горожанами, участниками жизни города
вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс,
ориентирование на нравственно-патриотическое воспитание детей в семье.
Партнеры проекта:
Муниципальное учреждение Центральная библиотечная система г.Мариинска
и Мариинского района. Библиотека-филиал №47.
Целевая группа проекта
В настоящее время на историческую арену выходит новый социальный тип
личности. Российскому обществу требуются люди деловые, уверенные в себе,
независимые, с яркой индивидуальностью. В тоже время в обществе наблюдается
"дефицит нравственности" у отдельных личностей и во взаимоотношениях между
людьми. Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой
культуры явилось резкое падение роли и значения патриотизма как одной из
ценностей нашего народа. В последние годы наблюдается отчуждение
подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-
исторического опыта. Решение проблемы воспитания патриотизма требует новой
идеологии в образовательной и воспитательной деятельности.
Дошкольный возраст период формирования духовно-нравственной основы
ребенка, эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе,
процесс осознания себя в окружающем мире. Данный отрезок жизни человека
является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия
на ребенка, так как его образы восприятия очень ярки и сильны и поэтому они
остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании
патриотизма. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок
учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в
определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам
национальной и мировой культуры
Обращаясь к словам В.А.Сухомлинского: «В сознании каждого человека на
всю жизнь запечатлеваются воспоминания детства, навсегда сохраняются
воспринятые в детские годы яркие картины, образы». Хотелось, что бы впечатления
детства у детей стали истоками любви к родному городу и к людям, живущим в нем,
истоками патриотических чувств.
Этапы реализации проекта «Мой дом – моя Родина»
1 этап
Информационный
создание
информационно-
тематической
базы;
анализ
теоретических
материалов;
система
реализации целей и
задач
2 этап
Технологический
тематический
план;
конспекты
занятий;
разработка
дидактических игр;
перспективное
планирование;
сотрудничество с
родителями
3 этап
Организационный
создание
предметно-
развивающей
среды;
совместное
составление плана
работы мини-
музея;
занятия;
игры
4 этап
Практический
экскурсии;
праздники;
встречи с
интересными
людьми;
викторины;
конкурсы;
выставки;
составление
макетов, схем, карт
Механизм реализации проекта
Проект дополняет и обогащает образовательный процесс всеми типами детских
исследований, которые существенно повышают мыслительную активность детей.
Следует подчеркнуть, что для ребенка дошкольного возраста характерны
кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость.
Неоднократное обращение в разных формах к одной и той же информации
способствует развитию у детей внимания и памяти. Такой подход формирует и
сохраняет устойчивый интерес к одной теме.
Учитывая, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление,
Проект предполагает знакомство детей с натуральными предметами и реальными
объектами городской среды. В нем рекомендуется широко использовать наглядные
местные материалы в процессе посещения музеев, выставок и экскурсий в
ближайшее природное и социальное окружение.
Эти наблюдения дополняются художественными рассказами, просмотром
иллюстраций в книгах и альбомах, прослушиванием музыки. Затем все полученные
впечатления отражаются и закрепляются в продуктивной деятельности в
художественной мастерской, где впоследствии дети учатся переводить основные
признаки объектов и явлений в условные обозначения (схемы, модели).
Принципы построения проекта
1. Принцип историзма, краеведения и гражданственности. Реализуется через
формирование привязанности к малой родине на основе знаний о Мариинске.
2. Принцип интеграции. Является системообразующим для формирования
представлений о человеке в истории и культуре. Реализуется в двух направлениях:
- интеграция педагогического процесса с образовательными возможностями
ближайшего социального окружения;
- интеграция всех видов детской деятельности вокруг работы по ознакомлению
дошкольников с родным городом.
3. Принцип культурно-деятельностного подхода. Реализуется в этапности
познавательной деятельности:
- непосредственное созерцание;
- обогащение информационного поля;
- применение информации в практической деятельности детей.
4. Принцип психосбережения и психологического комфорта. Реализуется
через виды деятельности, обеспечивающие психологический комфорт и защиту
здоровья детей (игровую, исследовательскую, практическую и художественную).
5. Принцип дифференцированного подхода. Реализуется через создание
благоприятных условий для самовыражения ребенка с учетом "уровня актуального
развития" и "зоны ближайшего развития" (Л. С. Выготский).
6. Принцип взаимодействия. Подразумевает взаимодействие систем: ребенок
- педагог; родители - ребенок; педагог - родители. Образовательный процесс
организуется "от ребенка". Взрослый выступает в роли культурного посредника.
7. Принцип многоаспектности:
- соответствие сложности материала возрасту детей, достоверность и научность;
- культурологический подход (этнокультурный, социокультурный);
- краеведческий опыт;
- экологическое воспитание.
Календарный план работы над проектом «Мой дом – моя Родина»
п\п
Наименование мероприятия
Дата проведения
Краткое описание
мероприятия
Участники
Ответственные
С чего начинается Родина
«От чистого истока в
прекрасное далеко»
1 неделя
сентября
Знакомство детей с
историей возникновения
с.Кийского, г.Кийска,
г.Мариинска
Воспитатели,
дети
Воспитатели
«Золотые прииски»
2 неделя
сентября
Рассказ о разработке
золотых приисков в
Мариинске,
использовании золота.
Работа с картой полезных
ископаемых Кузбасса.
Воспитатели,
дети
Воспитатели
Храмы Мариинского уезда
3 неделя
сентября
Фото-экскурсия по
храмам Мариинска,
беседа об их создании,
названии
Воспитатели,
дети
Воспитатели
Видео час «Город, который мы
любим»
4 неделя
сентября
Рассказ-путешествие по
родному городу.
Сравнивание
современного и
старинного города.
Дидактическая игра
«Пирамида времени»
Воспитатели,
дети,
библиотекари
Воспитатели
библиотека-
филиал №47
Мариинской
ЦБС
Этот город, как цветок деревянный
Что нам стоит дом построить
1 неделя октября
Знакомство с традицией
строительства домов в
Воспитатели,
дети
Воспитатели
России. Ролевая игра
«Строители»
Окно с затейливой резьбой
2 неделя октября
Знакомство с домовой
резьбой. Рассматривание
фотографий «деревянных
кружев» домов
Мариинска.
Воспитатели,
дети
Воспитатели
Герб Мариинска
3 неделя октября
Рассматривание герба
Мариинска. Создание
панно из природного
материала «Наш герб».
Воспитатели,
дети
Воспитатели
Викторина «Мой город, сердца
моего частица»
4 неделя октября
Закрепление знаний
дошкольников об истории
возникновения города,
его отличии от других
городов, умении находить
герб города среди других
гербов
Воспитатели,
дети,
библиотекари
Воспитатели
библиотека-
филиал №47
Мариинской
ЦБС
Улицы родного города
Московский тракт
1 неделя ноября
Рассказ о Московском
тракте, походившем через
город;
благотворительности
горожан.
Воспитатели,
дети
Воспитатели
На каждой улице - история
2 неделя ноября
Знакомство с историей
названия улиц города.
Воспитатели,
дети
Воспитатели
Фото-экскурсия «Главная
улица города»
3 неделя ноября
Знакомство с Главой
Мариинского района,
административными
зданиями города, их
назначением.
Воспитатели,
дети,
библиотекари
Воспитатели,
библиотека-
филиал №47
Мариинской
ЦБС
Составление фотоальбома
«Мой город»
Семейная экскурсия в
городской краеведческий
музей
4 неделя ноября
Закрепление знаний детей
об историческом
прошлом родного города.
Воспитатели,
дети, родители
Воспитатели,
родительский
комитет
Свет Отечества
Всякая работа мастера хвалит
1 неделя декабря
Знакомство с работой
мастеров-берестянщиков,
музеем «Береста
Сибири». Встреча с
мастером
Ю.Михайловым.
Воспитатели,
дети
Воспитатели
«Веселуха» круглый год
веселит честной народ
2 неделя декабря
Знакомство с
фольклорным ансамблем
«Веселуха». Встреча с
участником ансамбля
Прищиц О.И.
Шумовой оркестр.
Воспитатели,
музыкальный
руководитель,
дети
Музыкальный
руководитель
В.А.Чивилихин
3 неделя декабря
Знакомство с творчеством
писателя-земляка.
Воспитатели,
библиотекари,
дети
Воспитатели,
библиотека-
филиал №47
Мариинской
ЦБС
Семейная экскурсия в
мемориальный музей
В.А.Чивилихина
4 неделя декабря
Знакомство с творчеством
писателя-земляка.
Воспитатели,
дети, родители
Воспитатели,
родительский
комитет
Природа родного края
Кедр
2 неделя января
Знакомство с
использованием кедровых
богатств Сибири; рассказ
о коллекции шишек,
Воспитатели,
дети
Воспитатели
собранной
В.А.Чивилихиным
Кия – сердцу милая река
3 неделя января
Путешествие по карте
Кемеровской области
знакомство с
использованием и
охраной водных ресурсов
Воспитатели,
дети
Воспитатели
Арчекас
4 неделя января
Знакомство с
растительным и
животным миром
Арчекаса
Воспитатели,
библиотекари,
дети
Воспитатели,
библиотека-
филиал №47
Мариинской
ЦБС
Защитники Отечества
И помнит мир спасенный…
1 неделя февраля
Рассказ о подвиге
земляков Героев
Воспитатели,
библиотекари, дети
Советского Союза:
Пальчикова С.П.,
Торгунакова П.Ф.,
Шиндикова Н.Ф. Киреева
А.И.
Воспитатели,
дети
Воспитатели
История в лицах
2 неделя февраля
Путешествие по карте
Мариинска, рассказы
детей об истории своей
улицы
Воспитатели,
библиотекари,
дети
Воспитатели,
библиотека-
филиал №47
Мариинской
ЦБС
Подвиг трудовой, подвиг
материнский
3 неделя февраля
Рассказ о труде матерей и
подростков во время
Великой Отечественной
войны, госпиталях
Воспитатели,
дети
Воспитатели
Мариинска
Семейная экскурсия в
городской краеведческий
музей, на Холм Славы
4 неделя февраля
Рассказ о подвиге
земляков во время
Великой Отечественной
войны
Воспитатели,
дети, родители
Воспитатели,
родительский
комитет
Времен связующая нить
Именем государыни
1 неделя марта
Рассказ о присвоении
городу имени
императрицы Марии
Александровны.
Рассматривание
фотографий памятника
Марии.
Воспитатели,
дети
Воспитатели
Семейный праздник «Ах,
картошка, объеденье»
2 неделя марта
Рассказ о мировом
рекорде урожая
картофеля, памятнике
картошке, дегустация
блюд из картофеля,
конкурсы
Воспитатели,
дети, родители,
Воспитатели,
музыкальный
руководитель,
ПДО
Край родной, на век любимый
3 неделя марта
Встреча с местным
поэтом
В.Веретенниковым,
чтение стихотворений о
родном городе
Воспитатели,
библиотекари,
дети
Воспитатели,
библиотека-
филиал №47
Мариинской
ЦБС
Экскурсия «Моя малая
Родина»
4 неделя марта
Знакомство с
достопримечательностями
города, составление
карты-схемы
путешествия,
интервьюирование
жителей города о его
Воспитатели,
дети
Воспитатели
истории.
Будущее города
Телеигра «Новости дня»
1 неделя апреля
Представление городских
новостей глазами детей
Воспитатели,
дети
Воспитатели
Город родной с детства с
тобой
2 неделя апреля
Конкурс рисунков,
аппликаций о городе
Воспитатели,
дети, ПДО
ПДО по
изодеятельности
Мы – будущее Мариинска
3 неделя апреля
Составление книги-
самоделки для потомков.
Выставка рисунков,
макетов, схем Мариинска
в будущем
Воспитатели,
дети, ПДО
Воспитатели,
ПДО
Звездный час
4 неделя апреля
Интеллектуальная
викторина на знание
истории Мариинска
Воспитатели,
библиотекари,
дети
Воспитатели,
библиотека-
филиал №47
Мариинской
ЦБС
Мой дом – моя Родина
Секреты бабушкиного сундука
1 неделя мая
Рассматривание и
обсуждение семейных
реликвий.
Воспитатели,
дети
Воспитатели,
родители
Посадка кедровой аллеи на
территории ДОУ
2 неделя мая
Создание традиции
закладки кедровой аллей
выпускниками детского
сада
Дети, родители
Воспитатели,
родительский
комитет
Семейный праздник «Уголок
России – отчий дом»
3 неделя мая
Музыкально-
литературная композиция,
посвященная истории
Мариинска
Воспитатели,
дети, родители,
библиотекари
Воспитатели,
музыкальный
руководитель,
ПДО,
родительский
комитет,
библиотека-
филиал №47
Мариинской
ЦБС
Ожидаемые результаты
у дошкольников должно сформироваться:
- интерес к городским праздникам и традиционным событиям
культурной жизни Мариинска;
- представление об исторических зданиях города, его
достопримечательностях и т. д.;
- умение находить информацию, выдвигать гипотезу, намечать план
действий, фиксировать результаты, делать вывод;
- интерес к изображению городских объектов, событий и себя в
городском пространстве;
- привычки активного досуга в культурном пространстве и
природной среде города: музеи, библиотеки, парки;
- проявление самостоятельности, активности, инициативности.
Результат проекта должен быть положительным для всех. Сохранение наследия
и использование его в воспитании и формировании личности подрастающего
поколения приведет к улучшению качества социальной среды. Знание истории,
прошлого народа, родного города повысит жизнестойкость,
конкурентоспособность личности. Проект служит объединению, сплочению
людей вокруг высокой благородной цели – сохранить прошлое, настоящее для
будущих потомков, играет огромную роль в формировании мира и согласия
среди людей разных национальностей, укрепляет дружбу между народами.
Представления старших дошкольников о родном городе
Знания и представления
дошкольников
Характеристика уровней знаний и представлений
минимальный
базовый
максимальный
1. История названия
города, его прошлое
- на месте города
раньше было
село;
- узнает герб
Мариинска
- село Кийское
находилось на
берегу реки Кии;
- уверенно узнает
герб Мариинска
- знает, что селу
Кийскому 300
лет, городу - 150
лет;
- город назван в
честь
императрицы
Марии
Александровны
2. Особенности
географического
положения города
- знает, что
Мариинск стоит
на реке Кии;
- знает, что город
находится в
Кемеровской
области;
- Мариинск –
один из
старейших
городов Кузбасса
- знает
Арчекаский кряж;
- может найти
свой город на
карте, глобусе
3. Архитектура города
- знает, что дома
в городе бывают
деревянные и
каменные,
одноэтажные и
многоэтажные
- знает, чем
отличается
архитектура
города от других
городов;
- знает отличия
разных строений
по функционалу,
видам строений,
по времени
создания
- знает историю
создания
отдельных
исторических
строений,
историю жилища
( от юрты до
современных
коттеджей)
4.
Достопримечательности
города
- знает
краеведческий
музей, название
улицы, на
которой живет
- знает полный
адрес, названия
знакомых улиц;
- знает
краеведческий
музей, музей
В.А.Чивилихина,
памятники
Марии, картошке
- знает
исторические и
современные
названия улиц
города;
- может
рассказать
историю
некоторых
старинных
зданий,
памятников;
- знает основные
предприятия
города
Характеристика уровня воспитанности отношения
к родному городу у старших дошкольников
Отношение к
городу
Характеристика уровней воспитанности
минимальный
базовый
максимальный
Бережное
отношение к
городскому
пространству и
желание
участвовать в его
улучшении
- способен
демонстрировать
культуру
поведения только
под контролем
взрослых;
- не любит
принимать
участие в акциях,
направленных на
культуру
городской среды
- вежлив с незнакомыми
людьми;
- по привычке
выполняет правила
поведения в
общественных местах и
в природном окружении
города;
- может выделить среди
городских
достопримечательностей
любимое место отдыха и
заботится о его чистоте
- при отсутствии
контроля со
стороны
взрослых
выполняет
правила
культурного
поведения и
способен к
проявлению
собственной
инициативы в
оказании помощи
(человеку,
объекту природы)