ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ «ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»
Кафедра дошкольного образования
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА
Развитие двигательной активности детей дошкольного возраста в разных
видах деятельности
ВЫПОЛНИЛА:
Селезнева Анастасия Павловна,
воспитатель МБДОУ г. Мурманска №125
РУКОВОДИТЕЛЬ:
Татур Елена Евгеньевна,
старший преподаватель кафедры
дошкольного образования
Мурманск
2020
2
Оглавление
Введение
3
Основная часть
5
I глава: Организация образовательной деятельности с воспитанниками
5
II глава: Организация взаимодействия педагогического коллектива с
семьями воспитанников
7
II глава: Организация взаимодействия педагогического коллектива с
семьями воспитанников
9
Заключение
10
Список литературы
11
3
Введение
Игра самая любимая естественная деятельность дошкольников,
отвечающая их жизненно важным потребностям. Игра занимает самое
важное место в жизни ребенка и является главным средством воспитания и
оздоровления. Играя, ребенок удовлетворяет свою потребность в движениях
и одновременно с этим повторяет уже освоенный материал.
Е.А. Аркин утверждает, что основной формой работы по физической
культуре с дошкольниками должна быть игра. На первом месте выступают
так называемые народные подвижные игры. Именно народным подвижным
играм старших дошкольников отвели мы ведущую роль в
совершенствовании системы физического воспитания, рациональной его
организации. Эти игры проводятся в естественных природных условиях, на
свежем воздухе. В живой, увлекательной форме у детей закрепляются
навыки основных движений, воспитываются важнейшие физические,
нравственные качества, совершенствуется ориентировка в пространстве.
С помощью народных подвижных игр малыши легче проходят
адаптацию в детском саду, учатся действовать по словесной инструкции
взрослого. У них появляется интерес к занятиям, которые вызывают
положительные эмоции и радостное настроение. В условиях современной
цивилизации в связи с резким снижением двигательной активности человека
возрастает роль систематических занятий физическими упражнениями,
подвижными играми. Народные игры являются эффективным средством
всестороннего развития детей, формируют у них положительное отношение к
физической культуре и спорту, способствуют развитию двигательных
умений и качеств. В народных играх ярко отражаются образ жизни людей, их
быт, труд, национальные традиции. На их основе закладываются
представления о чести, смелости, мужестве, народный фольклор воспитывает
уважение, гордость за землю на которой живёшь, формируются стремления
овладеть силой, ловкостью, выносливостью, быстротой, красотой движений,
4
проявить смекалку, выдержку, творчество, волю, победить соперников.
Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков, что в
дальнейшем им поможет с уважением и интересом относиться к культурным
традициям своего и других народов.
Народные игры, имеют многовековую историю, они сохранились и
дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в
поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Особенно
популярными и любимыми были такие игры, как «Горелки», «Русская
лапта», «Городки». Игры с мячом. Немало было и таких игр, где успех
играющих зависел, прежде всего, от умения точно бросить биту, сбить
городки, поймать мяч или попасть мячом в цель.
Цель исследования: изучение особенностей народных подвижных игр и
их воздействие на развитие физических качеств детей старшего дошкольного
возраста.
Объект исследования: процесс развития физических качеств детей
среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования: использование народных подвижных игр как
средство развития физических качеств детей среднего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить методическую литературу по теме;
2. Обогатить двигательный опыт детей;
3. Развивать основные двигательные качества (ловкость, гибкость,
быстроту, координацию);
4. Сформировать представление о разнообразии народных игр;
5. Содействовать воспитанию нравственных и волевых качеств,
потребности и умения самостоятельно заниматься физическими
упражнениями;
6. Способствовать развитию творческих способностей детей,
установлению взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми.
5
Основная часть
I глава: Организация образовательной деятельности с
воспитанниками
Подвести детей к цели проекта, создать мотивацию для более
подробного знакомства с русской народной игрой помогло физкультурное
развлечение «В гости к Белому Медвежонку». В течение всего мероприятия
дети играли в народные подвижные игры, разучили хороводы, песенки.
Проведение бесед в группе совместно с воспитателем на темы «Как наши
бабушки и дедушки играли в детстве», «Одежда в старину», «Русские
народные календарные праздники», «Русские традиции и обычаи».
Опираясь на требования ФГОС, во все мероприятия по возможности
включались проблемные ситуации (Откуда появились игры? Почему они
дошли до нас? Как избежать ссор и конфликтов в игре? Как по разному
можно выбрать водящего в игре? Как создать образ гуся? и др.) Постановка
проблемной задачи и процесс ее решения происходили в совместной с
детьми деятельности. В ходе такой работы дети свободно высказывали свои
мысли, сомнения, следили за ответами товарищей, соглашались или спорили.
Народные игры присутствовали в ОД по физкультуре, в
самостоятельной деятельности, на прогулке. Сначала дети знакомились с
правилами игры, проигрывали 3-4 раза. На следующем занятии при
повторении игр правила напоминали сами дети. Далее ребенок мог внести
какие-либо изменения в правила, добавить роли, т.е. проявить творчество (в
игре «Вышибалы» появились такие слова – лягушки, скелетики). Особый
интерес вызвало изготовление атрибутов для игр (масок, «язычков»,
«капусты»).
На протяжении всего проекта в нашей работе присутствовали сквозные
персонажи: куклы-перчатки Бабушка, Дед, Петрушка, которые обращали
детей к истории определенных игр. С помощью ширмы создавались
6
«декорации» к играм. Такая наглядность позволила поддерживать интерес к
игре, создать условия, близкие содержанию игр (зайцы в лесу, ярмарка,
домик Бабы Яги и др.) В процессе разучивания той или иной игры
использовались разные приемы выбора детей на ведущие роли (считалка, кто
первый назовет любое дикое животное, водящим будет самый
внимательный).
Особый интерес вызвало заучивание считалок как предложенных
воспитателем, так и самостоятельно найденных дома. Каждый ребенок
реализовал себя в роли выбора водящего.
По результатам анкетирования (см. Приложение 3) сделаны выводы,
что дети запомнили все русские народные игры, с которыми познакомились в
течении проекта. Самыми популярными стали «Вышибалы», «Дедушка
Мазай», «Бабка Ежка», «Гуси-гуси». По итогам беседы отмечено, что дети
знают, откуда появились подвижные игры, как избежать ссор и конфликтов в
игре, как должен вести себя проигравший. Всем детям очень понравилось
готовить атрибуты для игр, 4 человека отметили, что в масках играть
намного интереснее. 2 девочки в вечернее время изготовили ушки для зайцев
в игру «Дедушка Мазай».
7
II глава: Организация взаимодействия педагогического
коллектива с семьями воспитанников
Педагогическая работа по развитию физических качеств детей
старшего дошкольного возраста была проведена при тесном взаимодействии
с родителями. Так в ходе работы проведены родительские собрания на темы
«Возрастные особенности развития физических качеств детей среднего
дошкольного возраста». Основными тематическими блоками собрания стали:
1) Движущие силы развития психики детей среднего дошкольного
возраста;
2) Общая характеристика психологии детей среднего дошкольного
возраста;
3) Развитие физических качеств ребенка среднего дошкольного
возраста;
-эмоциональная сфера;
-мотивационная сфера;
-самосознание;
-значение игры в развитии дошкольника.
Основными тематическими блоками второго родительского собрания
«Значение народных подвижных игр детей среднего дошкольного возраста»
стали:
1) особенности развития физических качеств в среднем дошкольном
возрасте;
2) значение знакомства детей с народными подвижными играми;
3) цели и задачи развития физических качеств по средствам подвижной
игры;
4) аспекты содействия родителей:
- обсуждение выбора роли, вхождения ребенка в роль в ходе игры.
Были проведены консультации для родителей «Роль подвижных игр в
развитии детей дошкольного возраста» (см. Приложение 2), «В подвижные
8
игры играем здоровье укрепляем», «Русские народные подвижные игры»,
индивидуальные беседы с родителями, например, «Чем и как занять
ребёнка», была предложена картотека народных подвижных игр (см.
Приложение 1), мини – анкета (см. Приложение 4), также к родителям была
просьба принести фотографии моментов совместных игр с детьми с целью
привлечения родителей к совместным играм с детьми.
9
III глава: Проектирование развивающей предметно-
пространственной среды
Для реализации программы и решения поставленных задач необходимо
было создать соответствующую развивающую предметно-пространственной
среду.
Развивающая среда в средней группе строилась в соответствии с
такими принципами:
целесообразность размещения оборудования и материала;
доступность;
эстетичность;
научность, достоверность представленного материала.
Были изготовлены картотеки подвижных, народных игр и атрибутов к
ним.
10
Заключение
Познакомив детей с русскими народными подвижными играми, мы
добились повышения познавательного интереса и активности детей, развития
речи, памяти и внимания, а так же изучив и проанализировав научно-
педагогическую литературу, мы убедились в том, какую важную задачу
процесса физического воспитания дошкольников составляет развитие
основных жизненно необходимых для ребенка физических качеств:
быстрота, ловкость, выносливость, координация, сила. У детей появился
живой непосредственный интерес к народным играм, желание внести их в
повседневную жизнь. Некоторые дети научились проигрывать, принимать
свою неудачу. Данное событие дало возможность почувствовать радость
успеха каждому ребенку, способствовало укреплению дружеских отношений
в группе.
Народные подвижные игры в комплексе с другими воспитательными
средствами представляют собой основу начального этапа формирования
гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное
богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что народные подвижные
игры могут служить эффективным средством развития физических качеств
детей старшего дошкольного возраста. Учитывая вышеизложенное, считаем
цель исследовательской работы достигнута, задачи – решены.
11
Список литературы
1. Бобырь Е. Б. Формирование физических качеств у старших
дошкольников на занятиях подвижными играми. - Режим доступа:
[http://pedmir.ru/download.php?id=20186].
2. Бочарова Н.И. Физическая культура дошкольника в ДОУ [Текст]:
методическое пособие. М.: «Центр пед. образования», 2012. – 186 с.
3. Вильчковский Э.С. Развитие двигательной функции у детей
[Текст]: пособие для родителей и воспитателей. – Киев.: «Здоровье», 2012. –
238 с.
4. Вильчковский Э.С. Физическая культура детей дошкольного
возраста [Текст]: библиотека воспитателя дет.сада. – Киев.: «Здоровье», 2014.
232 с.
5. Воронин А. С. Словарь терминов по общей и социальной
педагогике. - Екатеринбург: ГОУ-ВПО УГТУ-УПИ, 2012. - 135 с.
6. Громова О. Е. Спортивные игры для детей. -- М.: ТЦ Сфера, 2013.
-- 128 с.
7. Дедулевич М. Н. Играй -- не зевай : подвижные игры с
дошкольниками : пособие для воспитателей дошк. образовательных
учреждений. -- М. : Просвещение, 2011. -- 64 с.
8. Детские народные подвижные игры: Кн. Для воспитателей дет.
сада и родителей / Сост. А.В. Кенеман, Т.И. Осокина – 10-е изд., дораб. – М.:
Просвещение; Владос, 2013. – 224 с., илл.
9. Доронина М.А. Роль подвижных игр в развитии детей
дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. – 2013. - № 4. – с. 10-14.
10. Ковалевский, А.К. Обогащение двигательного развития детей
старшего дошкольного возраста: Дис. канд. пед. наук / А.К.Ковалевский
Екатеринбург: УГПУ, 2016. - 138 с.
11. Меньщикова Е. «Бояре! А мы к вам пришли!» Русские народные
игры-забавы / Дошкольное воспитание. – 2013. - № 12. – с. 60-62.
12
12. Немов Р. С. Психология. В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. -
М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2012. - 496 с.
13. Пензулаева Л.И. Анатомо-физиологические особенности детей /
Л.И. Пензулаева; сост. Г.М. Лямина. – М.: Педагогика, 2013. 190 с.
14. Пожарская Е.Н. Возрастная психология: Курс лекций. - Ростов-
на-Дону: УНИИ валеологии РГУ, 2012. - с.
Приложения
Приложение 1
Картотека народных подвижных игр для родителей
ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ
1. ВОРОН
Задачи: Упражнять в ходьбе по кругу, учить детей двигаться в
соответствии с содержанием текста. Уметь расширять и сужать круг.
Описание: Дети стоят по кругу. Выбирается заранее один ребёнок,
изображающий «ворона». (Он стоит в кругу вместе со всеми)
Дети идут по кругу и поют: Ой, ребята, та-ра-ра!
На горе стоит гора,
А на той горе дубок,
А на дубе воронок.
Ворон в красных сапогах,
В позолоченных серьгах.
Черный ворон на дубу,
Он играет во трубу.
Труба точеная,
Позолоченная,
Труба ладная,
Песня складная.
С окончание песни «Ворон» выбегает из круга, все закрывают глаза, «ворон»
обегает круг, дотрагивается до чьей-нибудь спины, а сам становится в круг.
2. СОЛНЦЕ
Задачи: действовать в соответствии с текстом песни. Ходить по кругу,
взявшись за руки, спокойным, хороводным шагом. Уметь расширять и
сужать круг. Учить стремительному бегу.
Описание:
Дети стоят по кругу. В центре «солнце» - ребёнок.
Гори солнце ярче, - Дети ходят
Лето будет жарче. - по кругу.
Я зима теплее, - Идут в центр.
А весна милее - Из центра обратно.
А зима теплее, - В центр.
А весна милее. - Обратно.
После слов «солнце» (ловишка) ловит детей.
3. ТЕРЕМОК
Задачи: развивать у детей умение передавать в движении содержание текста.
Воспитывать выдержку, выразительность игровых образов.
Описание:
Дети стоят, взявшись за руки в кругу. Заранее выбранные «звери» - Мышка,
Лягушка, Лисичка, Зайка и Медведь.
Стоит в поле теремок, теремок. Дети («теремок») идут по
Он не низок, не высок, не высок. кругу и поют.
Вот по полю, полю мышка бежит, Мышка бежит за кругом.
У дверей остановилась и стучит: Дети останавливаются.
«Кто, кто в теремочке живёт? Мышка стучит, поёт,
Кто, кто в не высоком живёт?» вбегает в круг.
Стоит в поле теремок, теремок. Дети («теремок») идут по
Он не низок, не высок, не высок. кругу и поют.
Вот по полю лягушка бежит, Лягушка прыгает за кругом.
У дверей остановилась и стучит: Дети останавливаются.
«Кто, кто в теремочке живёт? Лягушка стучит и поёт.
Кто, кто в не высоком живёт?»
Мышка: «Я – Мышка – норушка, а ты кто?»
Лягушка: «А я – Лягушка – квакушка»
Мышка: «Иди ко мне жить!»
Таким же образом входят в круг «Лисичка» и «Зайка». Когда к терему
подходит «Медведь», он говорит: «Я Мишка – всех ловишка» - все звери
разбегаются, а Медведь их ловит.
4. СОВА
Задачи: развивать у детей способность выразительно передавать игровой
образ. Учить двигаться легко, свободно. Воспитывать выдержку, внимание.
Проявлять творчество
Описание:
Один из играющих изображает «сову», остальные –мышей. Сова
выкрикивает:«Утро!» Тут же мыши начинают бегать, скакать, делать
различные телодвижения. Сова кричит: «День!» Мыши продолжают
двигаться. Сова говорит: «Вечер!» Мыши встают в круг, ходят вокруг совы и
поют:
Ах ты, совушка - сова,
Золотая голова.
Что ты ночью не спишь,
Всё на нас глядишь?
Сова говорит: «Ночь!» При этом слове мыши мгновенно замирают, не
двигаясь. Сова подходит к каждому из играющих и различными движениями
и весёлыми гримасами старается какое-либо движение, из игры выбывает.
5. БАБА – ЯГА
Задачи: продолжать учить стремительному бегу, развивать творчество,
передавая игровой образ.
Описание: Играющие выбирают Бабу – Ягу. Она находится в центре круга.
Дети ходят по кругу и поют:
Баба-Яга, костяная нога, - Дети ходят
С печки упала, ногу сломала. - по кругу.
Пошла в огород, испугала народ. - Идут в центр.
Побежала в баньку, - Из круга обратно.
Испугала зайку.
После песни дети разбегаются, Баба-Яга ловит детей.
6. ОБЕГИ КРУГ
Задачи: учить двигаться спокойным шагом по кругу. Воспитывать внимание,
выдержку.
Описание:
Дети вместе с воспитателем становятся в круг. Идут по кругу и поют
народную считалку:
Водица, водица,
Студеная быстрица,
Обеги вокруг,
Напои наш луг!
Воспитатель называет двух детей, стоящих рядом друг с другом. Дети
поворачиваются спиной и бегут в разные стороны. Каждый старается
прибежать на свое место первым.
7. КРУГИ
Задачи: Цель: закрепить умение ходить по кругу, узнавать своих товарищей,
развивать внимание.
Описание:
Выбирается водящий, ему завязывают глаза. Играющие ходят вокруг
водящего, стоящего посередине по кругу и поют:
Становися во кружок,
Отгадай, чей голосок.
До кого-нибудь коснись,
Отгадать поторопись.
Играющие останавливаются, а водящий ощупывает детей и старается кого-
нибудь угадать и назвать.
Тот, кого он верно назовет по имени, идет в круг, становится водящим.
8. ПАУЧОК
Задачи: закрепить умение ходить по кругу спокойным шагом. Подводить к
умению выразительно передавать игровой образ. Воспитывать выдержку.
Описание:
Выбирают водящего, который садится на корточки в центре круга.
Остальные играющие ходят вокруг него по кругу, взявшись за руки, и поют:
Паучок, паучок,
Тоненькие ножки,
Красные сапожки,
Мы тебя поили,
Мы тебя кормили,
На ноги поставили,
Танцевать заставили.
Все бегут к центру, приподнимают водящего, ставят его на ноги и снова
образуют круг. Хлопая в ладоши, поют:
Танцуй, танцуй,
Сколько хочешь,
Выбирай, кого захочешь!
Водящий кружится с закрытыми глазами.
Водящий выбирает кого-нибудь, не открывая глаз, и меняется с ним
местами.
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
1. ГОРЕЛКИ С ПЛАТОЧКОМ
Задачи: Развивать у детей умение действовать по сигналу, упражнять в беге.
Описание: Игроки стоят парами друг за другом. Впереди водящий, он
держит в руке над головой платочек.
Все хором:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Посмотри на небо,
Птички летят,
Колокольчики звенят!
Раз, два, три!
Последняя пара беги!
Дети последней пары бегут вдоль колонны (один справа, другой слева). Тот,
кто добежит до водящего первым, берет у него платочек и встает с ним
впереди колонны, а опоздавший “горит”, т. е. водит.
2. ХРОМАЯ ЛИСА
Задачи: Упражнять детей в беге по кругу, прыжкам на одной ноге.
Описание: Дети выбирают «Хромую лису». На месте, выбранном для игры,
очерчивают круг довольно больших размеров, в который входят все дети,
кроме «лисы». По данному сигналу дети бросаются бегом по кругу, а лиса в
это время скачет на одной ноге и старается во чтобы то ни стало
прикоснуться к кому-то из бегущих рукой. Лишь только ей это удалось, она
входит в круг и присоединяется к остальным бегущим детям, потерпевший
же принимает на себя роль «лисы». Дети играют до тех пор, пока все не
перебывают в роли хромой лисы; игру, однако, можно прекратить раньше,
при первом появлении
признаков утомления.
Правила: Дети, вошедшие внутрь круга, должны, бегать лишь в нем и не
выходить за очерченную линию, кроме того, участвующий, избранный
лисой, должен бегать лишь на одной ноге.
3. СТРЕКОЗА
Задачи: Упражнять детей в прыжках на двух ногах с продвижением вперёд,
развивать умение действовать по сигналу.
Описание: Дети становятся на корточки, руки в бока и наперерыв, перегоняя
друг друга, стараются прыжками добраться до противоположного конца
места, назначенного для игры.
Кто из детей первый достигнет таким способом передвижения назначенного
места, считается победителем,
Правила: Начинать игру только после слов «Начали!» Споткнувшегося по
дороге, исключают из числа играющих.
Художественное слово:
Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела;
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза. И.А. Крылов
4. ЖМУРКИ
Задачи: Развивать умение действовать по сигналу, учить ориентироваться в
пространстве, соблюдать правила игры.
Описание: Дети выбирают одного участника, накладывают ему на глаза
повязку. По данному сигналу, участвующие в игре , бросаются в разные
стороны, а ребенок с повязкой на глазах, стоящий посередине места для
игры старается поймать кого-нибудь из бегущих.
Попавшийся меняется с ним ролями, т. е. ему накладывают повязку на глаза
и он становится «жмуркой».
Правила: Дети должны во время бега все-таки следить, чтобы тот из них, у
которого глаза завязаны, не наткнулся на какой-нибудь предмет; при виде
опасности они предупреждают криком: "огонь"!
Варианты: Игра может проводиться с колокольчиком, который дети
передают друг другу.
5. ГУСИ-ГУСИ
На одной стороне луга обозначается дом, в нем находятся гуси. На
противоположном краю луга стоит пастух. Сбоку находится логово, в
котором живет волк. Остальное место — луг. На него пастух выгоняет гусей,
они щиплют травку, машут крыльями.
Пастух. Гуси, гуси!
Гуси (останавливаются и отвечают хором).Га, га, га!
Пастух. Есть хотите?
Гуси. Да, да, да.
Пастух. Так летите.
Гуси: Нам нельзя! Серый волк под горой Не пускает нас домой.
Пастух. Так летите, как хотите, Только крылья берегите.
Гуси, расправив крылья, летят через луг домой, а волк, выбежав из логова,
старается их поймать (коснуться рукой). Пойманные гуси идут в логово.
После нескольких перебежек назначаются новые волк и пастух.
6. БУБЕНЦЫ
Задачи: Развивать умение действовать по сигналу, внимание, упражнять
детей ориентироваться в пространстве по слуховому восприятию,
построению в круг, хороводному движению.
Описание: Дети встают в круг. На середину выходят двое - один с бубенцом
или колокольчиком, другой - с завязанными глазами.
Все дети говорят:
Трынцы-брынцы, бубенцы,
Раззвонились удальцы:
Диги-диги-диги-дон,
Отгадай, откуда звон!
После этих слов "жмурка" ловит увертывающегося игрока.
Правила: Ловить начинать только после слов «Звон!». Игрок, которого
ловят, не должен выбегать за пределы круга.
Варианты: Дети, образующие круг, могут водить хоровод.
7. ЛЯГУШКИ НА БОЛОТЕ
Задачи: Развивать у детей умение действовать по сигналу, упражнять в
прыжках на двух ногах.
Описание: С двух сторон очерчивают берега, в середине - болото. На одном
из берегов находится журавль (за чертой). Лягушки располагаются на кочках
(кружки на расстоянии 50 см) и говорят:
Вот с намокнувшей гнилушки
В воду прыгают лягушки.
Стали квакать из воды:
Ква-ке-ке, ква-ке-ке
Будет дождик на реке.
С окончанием слов лягушки прыгают с кочки в болото. Журавль ловит тех
лягушек, которые находятся на кочке. Пойманная лягушка идет в гнездо
журавля. После того, как журавль поймает несколько лягушек, выбирают
нового журавля из тех, кто ни разу не был пойман. Игра возобновляется
8. КУРОЧКА – ХОХЛАТКА
Задачи: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу,
упражнять в беге в разных направлениях.
Описание: Педагог изображает курицу, дети - цыплят. Один ребёнок сидит
на скамейке, вдали от остальных детей. Это кошка дремлет на солнышке.
Курица-мама выходит с цыплятами гулять. «Курица говорит: Вышла
курочка-хохлатка,
С нею жёлтые цыплятки.
Квохчет курочка: "Ко-ко,
Не ходите далеко".
Приближаясь к кошке, говорит: На скамейке у дорожки
Улеглась и дремлет кошка
Кошка глазки открывает
И цыпляток догоняет.
Кошка открывает глаза, мяукает и бежит за цыплятами, которые вместе с
курицей убегают. Правила игры: Бежать можно только после слова
«догоняет».
9. РУЧЕЁК
Задачи: Обучение в игровой манере ходьбе, внимательности, игре в
коллективе.
Описание: Дети становятся парами, взявшись за руки. Руки надо поднять
кверху таким образом, чтобы получился «домик». Пары детей становятся
друг за другом, постепенно передвигаясь вперед. Формируется что-то вроде
«ручейка», который постоянно течет.
Один человек заходит в начало этого ручейка, проходит под поднятыми
руками игроков и выхватывает из основной массы одного из игроков за руку,
уводя его с собой в конец ручейка, вставая последним его звеном. На
освободившееся место встает следующая пара игроков, а освободившийся
игрок идет в начало ручейка и проделывает то же самое – идет под руками
игроков, выхватывая из ручейка понравившегося человека за руку и уводя
его в самый конец ручейка.
Варианты:
В зависимости от размеров игровой площадки играющие пары идут ровным
уверенным шагом прямо или по кругу. По сигналу воспитателя (хлопок в
ладоши, свисток) первая пара, пригнувшись, входит в «коридор» из рук.
10. ГОРШКИ
Задачи: Развивать у детей умение действовать по сигналу, упражнять в беге
по разным направлениям.
Описание: Играющие изображают горшки, все садятся в круг. Позади
каждого сидящего («горшка») становится другой игрок - хозяин
(«торговец»). Водящий, выбранный по жребию, находится вне круга.
Обходя круг, водящий поочередно подходит к каждому «торговцу», кладет
руки на голову «горшка».
Водящий: Нет ли продажных горшков?
Хозяин: Нет продажных.
Водящий идет к другим хозяевам с тем же вопросом, пока не услышит
утвердительный ответ.
Xозяин: Купи, что дашь?
Водящий: Шильце, мыльце, белое белильце, белое полотенце.
Хозяин: Ладно, по рукам.
Оба ударяют по рукам и затем бегут в разные стороны вокруг круга. Кто
первый прибежит к сидящему («горшку»), тот и становится хозяином, а
опоздавший - водящий.
Правила: нельзя мешать бегающим играющим. Игра продолжается до тех
пор, пока вызывает интерес.
11. У МЕДВЕДЯ ВО БОРУ
Задачи: Развивать у детей выдержку, умение выполнять движения по
сигналу, навык коллективного движения. Упражнять в беге по
определенному направлению, с увертыванием, развивать речь.
Описание: Из всех участников игры выбирают одного водящего, которого
назначают "медведем". На площадки для игры очерчивают 2-ва круга. 1-ый
круг – это берлога "медведя", 2-ой – это дом, для всех остальных участников
игры. Начинается игра, и дети выходят из дома со словами:
У медведя во бору
Грибы, ягоды беру.
А медведь не спит,
И на нас рычит.
После того, как дети произносят эти слова, "медведь" выбегает из берлоги и
старается поймать кого-либо из деток. Если кто-то не успевает убежать в дом
и "медведь" ловит его, то уже сам становится "медведем" и идет в берлогу.
Правила: Медведь имеет право вставать и ловить, а играющие – убегать
домой только после слова «рычит!».
Медведь не может ловить детей за линией дома
12. БАБКА ЁЖКА
В середину круга встает водящий — Бабка Ежка, в руках у нее
«помело». Вокруг бегают играющие и дразнят ее:
Бабка Ежка
Костяная Ножка
С печки упала,
Ногу сломала,
А потом и говорит:
У меня нога болит.
Пошла она на улицу
Раздавила курицу.
Пошла на базар — Раздавила самовар.
Бабка Ежка скачет на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться
«помелом». К кому прикоснется — тот и замирает.
Приложение 2
«Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста»
«Игра – это огромное светлое окно,
через который в духовный мир ребенка
вливается живительный поток представлений,
понятий об окружающем мире».
В.А. Сухомлинский
Физиологи считают, движение врожденной, жизненно необходимой
потребностью человека. Полное удовлетворение в движениях особенно
важно в раннем детстве, когда формируются все основные системы и
функции организма. Без движений ребенок не может вырасти здоровым.
Недаром говорят: движение это жизнь и эффективное лечебное средство.
Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и
целенаправленно действовать в нем. Движение это важное средство
воспитания, игры дают детям яркие минуты общения, развивает опыт
поведения.
Игра жизненная потребность ребенка, она занимает важное место в
жизни ребенка дошкольника и является главным средством воспитания.
Среди всего многообразий игр следует особо выделить подвижные игры, в
которые все играющие обязательно вовлекаются в активные действия,
которые обусловлены сюжетом и правилами игры, и направлены на
достижении определенной условной цели. Подвижная игра имеет большое
значение для всестороннего, гармоничного развития детей и является
эффективным средством формирования здорового образа жизни.
Подвижные игры просты в организации, всегда интересны детям и
эффективны не только для физического развития, но и социального и
интеллектуального, так как многие из них требуют смекалки, скорости
реакции, внимательности, выработки стратегии. Подвижные игры с
правилами, как и занятия физкультурой, вырабатывают у детей
сосредоточенность внимания при запоминании движений, точность
движений и ориентировки в окружающей обстановке, ловкость и скорость
движений, умение выполнять движения в одном темпе с коллективом,
волевые качества: выдержку, смелость, умение преодолеть трудности,
умение не уклоняться от правил, переживать поражение и победу, умение
выслушивать замечания и корректировать свои движения.
Велика роль подвижных игр в умственном воспитании: дети учатся
действовать в соответствии с правилами, усваивают смысл
игры, запоминают
правила, обладают пространственной терминологией, учатся осознанно
действовать в изменившейся игровой ситуации, познают окружающий мир.
В процессе игры активизируется память, развиваются интеллект, фантазия,
мышление, воображение, формируются социальные качества. Все это дает
основание ребенку сопоставлять свои действия с действиями сверстников, в
результате чего создаются условия, способствующие становлению
начальных форм самооценки и самоконтроля ребёнка, что имеет огромное
значение и для учебной деятельности (будущей и настоящей), и для
полноценной жизни в коллективе.
Большое значение имеют подвижные игры и для нравственного
воспитания.
Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим
требованиям. Наличие правил и требование их соблюдения, частая
сменяемость водящих ставят участников игры в положение равноправных
партнеров, что способствует укреплению эмоциональных контактов между
детьми. Дети в игре постепенно усваивают, что нельзя оставлять попавшего в
беду, смеяться над чужой неловкостью, потому что это может случиться с
каждым. От действий взаимной помощи зависит достижение общего успеха.
Правила игры дети воспринимают как закон, и сознательное
выполнение их формирует волю, развивает самообладание, выдержку,
умение
контролировать свои поступки, свое поведение. В игре формируются
честность, дисциплинированность, чувство справедливости. Подвижная игра
учит искренности, товариществу. В коллективных играх выявляются дети-
организаторы, дети-вожаки, умеющие упорно стремиться к цели, увлекать за
собой других.
В педагогической науке подвижные игры рассматриваются как
важнейшее средство всестороннего развития ребенка. Подвижную игру
можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим
развитию физических и умственных норм, правил поведения, этических
ценностей общества.
В играх совершенствуется эстетическое восприятие мира. Дети
познают
красоту движений, их образность, у них развивается чувство ритма. Играя и
реализуя различные формы активности, дети познают себя, свое тело,
изобретают, творят, при этом развиваются гармонично и целостно.
Подвижная игра готовит ребенка к труду: дети делают игровые
атрибуты, располагают и убирают их в определенной последовательности,
совершенствуют двигательные навыки, необходимые для будущей трудовой
деятельности.
Подвижные игры являются прекрасным средством развития и
совершенствования движений детей, укрепления и закаливания их
организма.
Ценность подвижных игр в том, что они основываются на различных
видах жизненно необходимых движений, и в том, что эти движения
выполняются в самых разнообразных условиях. Большое количество
движений сопровождается химическими процессами, которые активизируют
дыхание, кровообращение и обмен веществ в организме, что в значительной
мере способствует развитию мышц, костей, соединительных тканей,
повышает подвижность суставов, особенно позвоночника.
Игра естественный спутник жизни ребенка и поэтому отвечает
законам, заложенным самой природой в развивающемся организме ребенка,
неуемной потребности его в жизнерадостных движениях. Творчество,
фантазия, являющиеся непременным условием большинства подвижных игр,
усиливают мозговые импульсы, которые, в свою очередь, стимулируют
гипофиз, деятельность щитовидной железы и всей эндокринной системы.
Положительные эмоции, творчество– важнейшие факторы оздоровления.
Игры с активным физическим компонентом позволяют решить целый
комплекс важных вопросов в работе с дошкольниками: удовлетворить их
потребность в движении и стабилизировать эмоции, научить владеть своим
телом, развить не только физические, но и умственные и творческие
способности, нравственные качества и т.д.
Двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею
положительные эмоции усиливают физиологические процессы в организме и
улучшают работу всех органов и систем. Эмоциональный подъем (радость,
удовольствие, приподнятость, воодушевление) создает у детей повышенный
тонус всего организма.
Мы в своей работе используем подвижные игры повседневно: и в
организованной деятельности, и в режимные моменты, и на прогулке в
каждой возрастной группе.
Таким образом, подвижные игры можно воспринимать как
повседневную детскую забаву, удовлетворяющую потребность организма в
движениях, совместной деятельности и радостных эмоциях, а можно
рассматривать как педагогическое средство не только физического, но и
социального развития дошкольников.
Приложение 3
Анкета для детей «Игры в моей жизни»
1. В какие игры тебе нравится играть?
2. Какие подвижные игры ты знаешь?
3. Расскажи о своей любимой игре.
4. Что ты знаешь о русских народных играх?
5. Понравилось ли тебе принимать участие в подготовке к играм?
Почему?
6. Если бы тебе разрешили поиграть час в компьютер или
поучаствовать в играх и соревнованиях, что бы ты выбрал и почему?
Приложение 4
Мини-анкета для родителей
1. Играете ли Вы с ребенком в подвижные игры?
Да
Нет
2. Назовите, пожалуйста, подвижные игры, в которые вы играете
все вместе.
________________________________________________________
________________________________________________________
3. Помните ли вы считалочки, напишите их?
________________________________________________________
________________________________________________________
4. Знает ли Ваш ребенок считалочки? (Какие?)
Да
Нет
________________________________________________________
________________________________________________________
5. Кто его научил (родители дома, детский сад, бабушки-дедушки).
________________________________________________________
________________________________________________________