• считаться с мнением подростка (иначе он не научится считаться с вашим)
• не считать свою позицию на 100% правильной
• поддерживать его, хвалить (возможно, даже не совсем заслуженно, для повышения
уверенности в себе)
• не ругать его друзей или тех, с кем он встречается (бесполезно, вызовет только
отрицание и негатив), если только тех, с кем он уже расстался или поссорился
• в спорах пытаться договориться
Итак, подросток уже не ребенок, вместе с тем он еще не взрослый. Он не терпит
ограничений своей самостоятельности, нередко проявляет резко отрицательное
отношение к требованиям взрослых. Чаще всего конфликты подростка со взрослыми
возникают в тех семьях, где родители не замечают взросления сына или дочери,
продолжают смотреть на них как на «маленьких».
В 13 лет появляется интерес к собственной жизни, к качествам своей личности. Этот
интерес значительно возрастает в юношеском возрасте. Первоначально суждения
подростка о себе в значительной степени повторяют суждения о нем других людей. На
вопрос «Откуда ты знаешь о чертах своего характера?» подростки прямо отвечают, что
они знают о своих качествах от родителей, учителей, товарищей, но позднее начинают
замечать их и сами. Всё же они раньше начинают оценивать других людей, чем самих
себя.
В оценке других подростки часто допускают некоторую поспешность и
категоричность. Так, они часто оценивают людей по их отдельным поступкам или
качествам, распространяя эту оценку на личность в целом. В результате во многих
случаях выносится неверное суждение о достоинствах человека, его положительных и
отрицательных качествах. Суждения подростков не всегда бывают объективными.
Например, они говорят о грубости или скрытности товарищей, но не замечают этого за
собой. Далеко не все подростки самокритичны, отличаются умением честно и открыто
признавать свои ошибки.
В 13-14 лет то, что было ценно, обесценивается, появляются новые кумиры,
подросток перестает прямо копировать взрослых, характер взаимоотношений с взрослыми
и родителями часто носят протестный характер. В этом возрасте очень вероятно
«заражение» фанатизмом т.к. подростки тянутся ко всему необычному, часто увлекаются
неформальными течениями. Подросток чувствителен к оценке его окружающими. Отсюда
известная ранимость, колебания в настроении. Внешне кризис подросткового возраста
проявляется в грубости, скрытности поведения, стремлении поступать наперекор
требованию и желанию взрослых, в игнорировании замечаний, ухода от обычной сферы
общения.
У подростка часто возникает беспричинное чувство тревоги, колеблется самооценка,
он в это время очень раним, конфликтен, может впадать в депрессию. Подросток склонен
считать себя либо гением, либо ничтожеством. Любая мелочь может в корне изменит
отношение подростка к себе. В собственных глазах он должен быть очень умным,
красивым, очень смелым и т.д. Если он вынужден признать, что что-то не так, его
мнение о себе падает по всем пунктам, правда, именно такая противоречивая самооценка
необходима подростку, для того чтобы развить у него новые, взрослые, критерии
личностного развития. Поскольку самооценка подростков противоречива, поэтому в их
поведении может возникнуть много немотивированных поступков. Подростки больше
других возрастных групп страдают от нестабильности социальной, экономической и
моральной обстановки в стране, потеряв сегодня необходимую ориентацию в ценностях и
идеалах – старые идеалы разрушены, новые еще не созданы. В тоже время перестройка
отношения подростка к себе влияет не только на его эмоциональное самочувствие, но и на
развитие его творческих способностей и удовлетворенность и жизнью вообще.
Для подростка характерно разнообразие интересов, что при правильном воспитании
может оказать серьезное влияние на развитие его способностей и склонностей. Знания