2.Региональный компонент (История Сибири).
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования, утвержденный приказом № 1897 Минобрнауки РФ от 17.12.2010,
законодательно закрепил на уровне Российской Федерации только федеральный
компонент, но при этом предусмотрел, что его внедрение в образовательную практику
должно происходить с учетом региональных, национальных и этнокультурных
потребностей народов Российской Федерации (разд. I, пункт 3).
Актуальность изучения в школе региональной истории в варианте «История Сибири»
обусловлена многонациональным составом населения России и геополитическим значением
территории страны, которое во многом определяет именно Сибирский регион.
Цель изучения региональной и локальной истории - формирование целостной картины
российской и мировой истории; осмысление истории региона как неотъемлемой составной части
истории страны и мира, важности вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны
и мировую историю; формирование личностной позиции по основным этапам развития
российского государства и общества, а также современного образа России. Достижение этой цели
повышает интерес школьников-сибиряков к истории, способствует приобщению учащихся к
прошлому через историю родного края, семьи, созданию условий для осознания школьниками
своей идентичности как гражданина страны, члена этнической и, возможно, религиозной группы,
локальной и региональной общности.
Место региональной и локальной истории в учебном плане определяется образовательным
учреждением в соответствии с учебным временем, отведенным на предмет «История России.
Всеобщая история» в обязательной части образовательной программы основного общего
образования и части, формируемой участниками образовательного процесса, - 30 % от общего
объема основной образовательной программы (ФГОС ООО, разд. III, пункт 15).
Главный из принципов - интеграция с курсом истории России. Интегративность проявляется в
системе работы над ключевыми понятиями, в систематизации фактов и процессов, их осмыслении
и сравнении в конкретных хронологических границах периодов всеобщей и отечественной
истории, в формируемых при изучении курса ценностных ориентирах, предметных и
метапредметных умениях. Интеграция региональной истории с разделами программы истории
России хронологически и проблемно отражена в тематическом планировании. Принцип изучения
региональной истории - синхронное изучение региональных и локальных сюжетов в основном
курсе истории путем включения их в тематико-хронологической последовательности в
соответствующие темы. «Вкрапление» местных материалов в отдельные уроки основного курса
истории по большей части направлено на конкретизацию событий, выявление специфики
процессов, происходивших в Сибири. Изучение присоединения Сибири к России предполагает
интеграцию и с материалами всеобщей истории. Сравнение мировых процессов колонизации
территорий разных континентов позволит выявить общее и различия, понять, как на расширение
территории нашей страны повлияли географические и демографические факторы, экономическое
и социальное развитие страны, почему .политика Российского государства в отношении
аборигенного населения Сибири носила иной характер.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ СИБИРИ
При изучении предметной области «Общественно-научные предметы», в которую входит и
предмет «История России. Всеобщая история», задача развития и воспитания-личности заявлена
Федеральным государственным образовательным стандартом в качестве приоритетной. Изучение
истории Сибири в тесной связи с базовыми курсами российской и всеобщей истории позволяет
достигать ключевых личностных результатов общего образования, сформулированных в ФГОС
ООО (разд. II, пункт 9) и ФГОС СОО (разд. И, пункт 7). Прежде всего, позволяет решать задачи
воспитания российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к Отечеству,