• планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя
оборудование, модели, методы и приемы, адекватные исследуемой проблемы;
• выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме;
• распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путем
научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать
вытекающие из исследования выводы;
• использовать такие естественно-научные методы и приемы, как наблюдение,
постановка проблемы, выдвижения "хорошей гипотезы", эксперимент, моделирование,
использование математических моделей, теоретическое обоснование, установление
границ применимости модели (теории);
• использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и
исторических наук: постановка проблемы, опроса, описание, сравнительно-
историческое описание, объяснение, использование статистических данных,
интерпретация фактов;
• ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства
адекватные обсуждаемой проблеме;
• отличать факты обсуждений, мнений и оценок, критически относится к суждениям,
мнениям, оценка, реконструировать их основания;
• видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных
суждений при получении, распространении и применении научного знания.
Стратегия смыслового чтения и работа с текстом.
Выпускник научится:
• ориентировать в содержании текста и понимать его целостный смысл;
• находить в тексте требуемую информацию;
• решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и
критического понимания текста;
• структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления;
проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
• преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы,
графики, диаграммы, таблицы, переходить от одного представления данных к другому;
• интерпретировать текст;
• откликаться на содержание текста;
• откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму,
а в целом - мастерство его исполнения;
• на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность
имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации,
пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
• в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в
них противоречивую, конфликтную информацию;
• использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения
чувственного опыта, высказывать оценочное суждение и свою точку зрения о
полученном сообщении (прочитанном тексте).