1. Пояснительная записка
Программа по обществознанию составлена на основе
Федерального государственного стандарта основного общего образования (Приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010г. №1897
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования»);
Примерной программы по предмету «Обществознание»;
Основной образовательной программы основного общего образования муниципального
бюджетного общеобразовательного учреждения города Новосибирска «Лицей № 159»;
Программа составлена с опорой на фундаментальное ядро содержания общего образования
(раздел «Обществознание») и задаёт перечень вопросов, которые подлежат обязательному
изучению в основной школе, а также структуру курса и последовательность изучения тем.
Программа направлена на обеспечение достижения личностных, предметных и
метапредметных результатов, предусмотренных ФГОС, на основе деятельностного подхода,
ориентированного на формирование личности и ее способностей, компетентностей через
активную познавательную деятельность самого школьника. Реализация программы также
предусматривает
• компетентностный подход, рассматривающий приоритетными задачами в процессе усвоения
программы по обществознанию формирование комплекса общеучебных навыков, развитие
способностей, различных умений и личностных качеств и отношений у учащихся основной
школы;
дифференцированный подход при отборе и конструировании учебного содержания,
предусматривающий принципы учета возрастных и индивидуальных возможностей учащихся,
с выделением уклонов и т. д.;
личностно-ориентированный (гуманистический) подход, рассматривающий обучение как
осмысленный, самостоятельно инициируемый процесс, направленный на освоение смыслов
как элементов личностного опыта;
проблемный подход, предполагающий усвоение программных знаний в процессе решения
проблемных задач и типичных социальных ситуаций, которые придают обучению поисковый
и исследовательский характер. Под проблемной ситуацией понимается интеллектуальное
задание, в результате выполнения которого учащийся должен раскрыть некоторое искомое
отношение, действие. Подход предусматривает мотивацию на высоком уровне активности и
самостоятельности мышления учащихся.
Цель изучения обществознания
Изучение обществознания в основной школе призвано создать условия для полноценного
выполнения выпускником типичных для подростка социальных ролей; общей ориентации в
актуальных общественных событиях и процессах; нравственной и правовой оценки
конкретных поступков людей; реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного
выполнения гражданских обязанностей; первичного анализа и использования социальной
информации; сознательного неприятия антиобщественного поведения. Выпускник основной
школы должен получить достаточно полное представление о возможностях, которые
существуют в современном российском обществе для продолжения образования и работы, для
самореализации в многообразных видах деятельности, а также об условиях достижения успеха
в различных сферах жизни общества. Курс призван помогать предпрофильному
самоопределению.
2. Общая характеристика учебного предмета, курса
«Обществознание» учебный предмет в основной школе, теоретической базой
которого являются научные знания о человеке и об обществе, о влиянии социальных факторов
на жизнь каждого человека. Их раскрытие, интерпретация, оценка базируются на результатах
исследований, научном аппарате комплекса общественных наук (социология, экономическая
теория, политология, культурология, правоведение, этика, социальная психология), а также на
знании философии. Содержание основного общего образования по обществознанию
представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и
его основные сферы, положение человека в обществе, правовое регулирование общественных
отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются:
социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей;
правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом
содержания учебного предмета «Обществознание» является опыт познавательной и
практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками
социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих
типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в
учебном процессе и социальной практике.
Программа построена на основе концентрического подхода. Изучение обществознания
в основной школе опирается на курсы начальной школы «Окружающий мир» и «Основы
религиозных культур и светской этики». Курс обществознания продолжается в старшей школе
и раскрывается в элективных курсах, факультативах, курсах по выбору, предпрофильной и
профильной подготовке учащихся.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
учебного предмета «Обществознание»
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении
содержания курса по обществознанию, являются:
• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в
общественной и государственной жизни;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни
общества, в благополучии и процветании своей страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству;
на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к
укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании
равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для
общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания
гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и
грядущими поколениями;
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы
проявляются в:
• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели
до получения и оценки результата);
• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-
философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и
возможных перспектив;
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы
деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей
(производитель, потребитель и др.);
• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия)
и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием
проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для
сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках
различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из
аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и
коммуникативной ситуации;
6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения
других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде;
выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование
своей точки зрения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания
программы по обществознанию являются в сфере:
познавательной
• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях
общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии,
экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной
психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной
действительности;
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения
старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее
воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в
соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать,
конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать
оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном
российском обществе социальных ценностей;
ценностно-мотивационной
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в
мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как
решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к
анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость
руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и
гражданственности;
трудовой
• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных
требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих
трудовую деятельность несовершеннолетних;
• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
эстетической
• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими
способами познания;
• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
коммуникативной
• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими
видами деятельности;
• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение
использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки
необходимой социальной информации;
• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно
воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы,
оценочные суждения;
• понимание значения коммуникации в межличностном общении;
• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать
в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
Планируемые результаты изучения учебного предмета «Обществознание».
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков,
универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен
Знать/понимать
• социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
• сущность общества как формы совместной деятельности людей;
• характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
• содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
Уметь
описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека
как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие
черты и различия;
объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека
и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений;
ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в
различных сферах;
оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической
рациональности;
решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала,
отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей
(материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в
социальной информации факты и мнения;
самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления,
справки и т.п.).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
• полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
• общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
• нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских
обязанностей
• первичного анализа и использования социальной информации.
Личностные универсальные учебные действия.
Выпускник научится:
образ социально-политического устройства - представление о государственной
организации России, знание государственной символики (герб, флаг, гимн), знание
государственных праздников;
знание положений Конституции РФ, основных прав и обязанностей гражданина,
ориентация в правовом пространстве государственно-общественных отношений;
ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация, понимание
конвенционального характера морали;
основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных
отношений и взаимодействие между общественными и политическими событиями;
гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая
толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;
уважение к личности и ее достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим,
нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего
и других людей, оптимизм в восприятии мира;
позитивная моральная самооценка и моральные чувства - чувство гордости при
следовании моральным нормам, переживания, стыда и вины при их нарушении;
умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и
принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;
готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и
сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения,
общественно полезной деятельности;
умение строить жизненные планы с учетом конкретных социально-исторических,
политических и экономических условий;
устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции
познавательного мотива.
Регулятивные универсальные учебные действия.
Выпускник научится:
целеполаганию, включая постановку новых целей, при образовании практической
задачи в познавательную;
самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных
учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
планировать пути достижения целей;
уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им;
принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результатам и по
способам действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить
необходимые коррективы исполнения, как в конце действия, так и по ходу его
реализации.
Коммуникативные универсальные учебные действия.
Выпускник научится:
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать ее
с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения совместной
деятельности;
устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и
делать выбор;
аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не
враждебным для оппонентов образам;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнером;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
задач;
владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное
высказывание;
работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и
способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и
строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
Познавательные универсальные учебные действия.
Выпускник научится:
основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек
и Интернета;
давать определения понятиям;
устанавливать причинно-следственные связи;
обобщать понятия - осуществлять логическую операцию перехода от видовых
признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объемом к понятию с большим
объемом;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных
связей;
объяснять явление, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследований;
основам ознакомительного, изучающего, усваивающего поискового чтения;
структурировать тексты, включая умения выделять главное и второстепенное, главную
идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.
Формирование ИКТ-компетентности обучающихся.
Выпускник научится:
создавать различные геометрические объекты с использованием возможностей
специальных компьютерных инструментов;
создавать диаграммы различных видов в соответствии с решаемыми задачами;
создавать графические объекты проведением рукой произвольных линий с
использованием специализированных компьютерных инструментов и устройств;
выступать с аудиовидеоподдержкой, включая выступление перед дистанционной
аудиторией;
участвовать в обсуждении (аудио-видео-форум, текстовый форум) с использованием
возможностей Интернета;
использовать возможности электронной почты для информационного обмена;
вести личный дневник (блог) с использованием возможностей Интернета;
осуществлять образовательное взаимодействие в информационном пространстве
образовательного учреждения;
соблюдать нормы информационной культуры, этики и права; с уважением относится к
частной информации и информационным правам других людей;
вводить результаты измерений и другие цифровые данные для их обработки, в том
числе статистической, и визуализации;
проектировать и организовывать свою индивидуальную и групповую деятельность,
организовывать свое время с использованием ИКТ.
Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности.
Выпускник научится:
планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя
оборудование, модели, методы и приемы, адекватные исследуемой проблемы;
выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме;
распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путем
научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать
вытекающие из исследования выводы;
использовать такие естественно-научные методы и приемы, как наблюдение,
постановка проблемы, выдвижения "хорошей гипотезы", эксперимент, моделирование,
использование математических моделей, теоретическое обоснование, установление
границ применимости модели (теории);
использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и
исторических наук: постановка проблемы, опроса, описание, сравнительно-
историческое описание, объяснение, использование статистических данных,
интерпретация фактов;
ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства
адекватные обсуждаемой проблеме;
отличать факты обсуждений, мнений и оценок, критически относится к суждениям,
мнениям, оценка, реконструировать их основания;
видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных
суждений при получении, распространении и применении научного знания.
Стратегия смыслового чтения и работа с текстом.
Выпускник научится:
ориентировать в содержании текста и понимать его целостный смысл;
находить в тексте требуемую информацию;
решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и
критического понимания текста;
структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления;
проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы,
графики, диаграммы, таблицы, переходить от одного представления данных к другому;
интерпретировать текст;
откликаться на содержание текста;
откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму,
а в целом - мастерство его исполнения;
на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность
имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации,
пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в
них противоречивую, конфликтную информацию;
использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения
чувственного опыта, высказывать оценочное суждение и свою точку зрения о
полученном сообщении (прочитанном тексте).
3. Содержание учебного предмета
СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ ЛИЧНОСТИ
I. Человек в социальном измерении
Природа человека. Интересы и потребности. Самооценка. Здоровый образ жизни.
Безопасность жизни.
Деятельность и поведение. Мотивы деятельности. Виды деятельности. Люди с ограниченными
возможностями и особыми потребностями.
Как человек познаёт мир и самого себя. Образование и самообразование.
Социальное становление человека: как усваиваются социальные нормы. Социальные
«параметры личности».
Положение личности в обществе: от чего оно зависит. Статус. Типичные социальные роли.
Возраст человека и социальные отношения. Особенности подросткового возраста. Отношения
в семье и со сверстниками.
Гендер как «социальный пол». Различия в поведении мальчиков и девочек.
Национальная принадлежность: влияет ли она на социальное положение личности.
Гражданско-правовое положение личности в обществе. Юные граждане России: какие права
человек получает от рождения.
II. Ближайшее социальное окружение
Семья и семейные отношения. Роли в семье. Семейные ценности и традиции. Забота и
воспитание в семье.
Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.
Человек в малой группе. Ученический коллектив, группа сверстников.
Межличностные отношения. Общение. Межличностные конфликты и пути их разрешения.
СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО
III. Общество - большой «дом» человечества
Что связывает людей в общество. Устойчивость и изменчивость в развитии общества.
Основные типы обществ. Общественный прогресс.
Сферы общественной жизни, их взаимосвязь.
Труд и образ жизни людей: как создаются материальные блага. Экономика.
Социальные различия в обществе: причины их возникновения и проявления. Социальные
общности и группы.
Государственная власть, её роль в управлении общественной жизнью.
Из чего складывается духовная культура общества. Духовные богатства общества: создание,
сохранение, распространение, усвоение.
IV. Общество, в котором мы живём
Мир как единое целое. Ускорение мирового общественного развития.
Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь.
Глобальные проблемы современности. Экологическая ситуация в современном глобальном
мире: как спасти природу.
Российское общество в начале XXI в.
Ресурсы и возможности развития нашей страны: какие задачи стоят перед отечественной
экономикой.
Основы конституционного строя Российской Федерации. Государственное устройство
нашей страны, многонациональный состав её населения. Что значит сегодня быть
гражданином своего Отечества?
Духовные ценности российского народа. Культурные достижения народов России: как
их сохранить и приумножить.
Место России среди других государств мира.
СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ
V. Регулирование поведения людей в обществе
Социальные нормы и правила общественной жизни. Общественные традиции и обычаи.
Общественное сознание и ценности. Гражданственность и патриотизм.
Мораль, её основные принципы. Добро и зло. Законы и правила нравственности. Моральные
нормы и моральный выбор. Нравственные чувства и самоконтроль. Влияние моральных
устоев на развитие общества и человека.
Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные признаки права. Нормы
права. Понятие прав, свобод и обязанностей.
Дееспособность и правоспособность человека. Правоотношения, субъекты права.
Конституция Российской Федерации - Основной закон государства. Конституция Российской
Федерации о правах и свободах человека и гражданина.
Личные (гражданские) права, социально-экономические и культурные права, политические
права и свободы российских граждан.
Как защищаются права человека в России.
Конституционные обязанности российского гражданина. Обязанность платить налоги.
Обязанность бережно относиться к природным богатствам. Защита Отечества - долг и обязан-
ность.
VI. Основы российского законодательства
Гражданские правоотношения. Гражданско-правовые споры.
Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей. Защита прав и интересов
детей, оставшихся без родителей.
Трудовые правоотношения. Права, обязанности и ответственность работника и работодателя.
Особенности положения несовершеннолетних в трудовых правоотношениях.
Административные правоотношения. Административное правонарушение.
Преступление и наказание. Правовая ответственность несовершеннолетних.
Правоохранительные органы. Судебная система.
ЭКОНОМИКА И СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
VII. Мир экономики
Экономика и её роль в жизни общества. Экономические ресурсы и потребности. Товары и
услуги. Цикличность экономического развития.
Современное производство. Факторы производства. Новые технологии и их возможности.
Предприятия и их современные формы.
Типы экономических систем. Собственность и её формы.
Рыночное регулирование экономики: возможности и границы. Виды рынков. Законы
рыночной экономики.
Деньги и их функции. Инфляция. Роль банков в экономике.
Роль государства в рыночной экономике. Государственный бюджет. Налоги.
Занятость и безработица: какие профессии востребованы на рынке труда в начале XXIв.
Причины безработицы. Роль государства в обеспечении занятости.
Особенности экономического развития России.
VIII. Человек в экономических отношениях
Основные участники экономики - производители и потребители. Роль человеческого фактора
в развитии экономики.
Труд в современной экономике. Профессионализм и профессиональная успешность. Трудовая
этика. Заработная плата.
Предприниматель. Этика предпринимательства.
Экономика семьи. Прожиточный минимум. Семейное потребление.
Права потребителя.
IX. Мир социальных отношений
Социальная неоднородность общества: причины и проявления. Общество как взаимодействие
индивидов и групп. Многообразие социальных общностей и групп в обществе.
Изменения социальной структуры общества с переходом в постиндустриальное общество.
Влияние экономики на социальный состав общества. Историзм понятий «социальная
справедливость» и «равенство». Средний класс и его место в современном обществе.
Основные социальные группы современного российского общества. Социальная политика
Российского государства.
Нации и межнациональные отношения. Характеристика межнациональных отношений
в современной России. Понятие толерантности.
ПОЛИТИКА. КУЛЬТУРА
X. Политическая жизнь общества
Власть. Властные отношения. Политика. Внутренняя и внешняя политика.
Сущность государства. Суверенитет. Государственное управление. Формы государства.
Функции государства.
Наше государство - Российская Федерация. Государственное устройство России. Гражданство
Российской Федерации.
Политический режим. Демократия. Парламентаризм.
Республика. Выборы и избирательные системы. Политические партии.
Правовое государство. Верховенство права. Разделение властей. Гражданское общество и
правовое государство. Местное самоуправление.
Органы власти Российской Федерации. Органы законодательной власти. Органы
исполнительной власти. Правоохранительные органы. Судебная система.
Межгосударственные отношения. Международные политические организации.
Войны и вооружённые конфликты. Национальная безопасность. Сепаратизм. Международно-
правовая защита жертв вооружённых конфликтов.
Глобализация и её противоречия.
Человек и политика. Политические события и судьбы людей. Гражданская активность.
Патриотизм.
XI. Культурно-информационная среда общественной жизни
Информация и способы её распространения. Средства массовой информации. Интернет.
Культура, её многообразие и формы. Культурные различия. Диалог культур как черта
современного мира.
Роль религии в культурном развитии. Религиозные нормы. Мировые религии.
Веротерпимость.
Культура Российской Федерации. Образование и наука. Искусство. Возрождение религиозной
жизни в нашей стране.
XII. Человек в меняющемся обществе
Можно ли предвидеть будущее? Как приспособиться к быстрым переменам? Непрерывное
образование. Образование и карьера. Мир современных профессий. Образ жизни и здоровье.
Мода и спорт. Будущее создаётся молодыми.
Темы проектов (возможен стенд, плакат, компьютерная презентация, учебное пособие,
справочник, подборка материалов прессы и т.п.):
1. Социальный портрет моего сверстника.
2. Знай свои права (пособие для подростка).
3. Защита правопорядка.
4. Молодой человек на рынке труда (Как найти достойную работу?).
5. Бизнес (иллюстрированный словарь).
6. Как работает современный рынок.
7. Здоровый образ жизни.
8. Советы самому себе: как улучшить свою учебную деятельность.
9. Мой город - город для всех.
10. Защита прав детей, оставшихся без попечения родителей.
11. Образовательная карта моего города (Куда пойти учиться?).
12. Человек долга - кто он, каков он?
13. Свободное время школьника.
4. Тематическое планирование
6 КЛАСС (34 ЧАСА)
Раздел, тема, основное содержание по
темам
Кол-
во
часов
1
Вводный урок.
1 час
Тема 1. Человек в социальном измерении (12 часов)
2
Человек – личность
1 час
3
Человек – личность
1 час
4
Человек познает мир
1 час
5
Человек познает мир
1 час
6
Человек и его деятельность
1 час
7
Человек и его деятельность
1 час
8
Потребности человека
1 час
9
Потребности человека
1 час
10
На пути к жизненному успеху
1 час
11
На пути к жизненному успеху
1 час
12
Практикум по теме «Человек в социальном
измерении»
1 час
13
Практикум по теме «Человек в социальном
измерении»
1 час
Тема 2. Человек среди людей (10 часов)
14
Межличностные отношения
1 час
15
Межличностные отношения
1 час
16
Человек в группе
1 час
17
Человек в группе
1 час
18
Общение
1 час
19
Общение
1 час
20
Конфликты в межличностных отношениях
1 час
21
Конфликты в межличностных отношениях
1 час
22
Практикум по теме «Человек среди людей»
1 час
23
Практикум по теме «Человек среди людей»
1 час
Тема 3. Нравственные основы жизни (11 часов)
24
Человек славен добрыми делами
1 час
25
Человек славен добрыми делами
1 час
26
Будь смелым
1 час
27
Будь смелым
1 час
28
Человек и человечность
1 час
29
Человек и человечность
1 час
30
Практикум по теме «Нравственные основы
1 час
жизни»
31
Практикум по теме «Нравственные основы
жизни»
1 час
32
Заключительный урок. Защита проектов
1 час
33
Заключительный урок
1 час
34
Заключительный урок
1 час
7 КЛАСС (34 ЧАСА)
Раздел, тема, основное содержание по
темам
Кол-
во
часов
1
Вводный урок.
1 час
Тема 1. Регулирование поведения людей в обществе (13 часов)
2
Что значит жить по правилам.
1 час
3
Права и обязанности граждан.
1 час
4
Права и обязанности граждан.
1 час
5
Почему необходимо соблюдать законы.
1 час
6
Почему необходимо соблюдать законы.
1 час
7
Защита Отечества.
1 час
8
Защита Отечества.
1 час
9
Для чего нужна дисциплина.
1 час
10
Виновен – отвечай.
1 час
11
Кто стоит на стаже закона.
1 час
12
Кто стоит на стаже закона.
1 час
13
Практикум по теме «Регулирование
поведения людей в обществе».
1 час
14
Практикум по теме «Регулирование
поведения людей в обществе».
1 час
Тема 2. Человек в экономических отношениях (13 часов)
15
Экономика и ее основные участники
1 час
16
Экономика и ее основные участники
1 час
17
Мастерство работника
1 час
18
Производство: затраты, выручка, прибыль
1 час
19
Производство: затраты, выручка, прибыль
1 час
20
Виды и формы бизнеса
1 час
21
Виды и формы бизнеса
1 час
22
Обмен, торговля, реклама
1 час
23
Деньги, их функции
1 час
24
Экономика семьи
1 час
25
Экономика семьи
1 час
26
Практикум по теме «Человек в
экономических отношениях».
1 час
27
Практикум по теме «Человек в
экономических отношениях».
1 час
Тема 3. Человек и природа (7 часов)
28
Человек – часть природы
1 час
29
Охранять природу – значит охранять жизнь
1 час
30
Закон на страже природы
1 час
31
Практикум по теме «Человек и природа.
1 час
32
Практикум по теме «Человек и природа.
1 час
33
Заключительный урок
1 час
34
Заключительный урок
1 час
8 КЛАСС (34 ЧАСА)
Раздел, тема, основное содержание по
темам
Кол-
во
часов
1
Вводный урок.
1 час
Тема 1. Личность и общество (6 часов)
2
Что делает человека человеком?
1 час
3
Человек, общество, природа.
1 час
Общество как форма жизнедеятельности
1 час
4
людей.
5
Развитие общества
1 час
6
Как стать личностью
1 час
7
Практикум по теме «Личность и общество»
1 час
Тема 2. Сфера духовной культуры (8 часов)
8
Сфера духовной жизни
1 час
9
Мораль
1 час
10
Долг и совесть
1 час
11
Моральный выбор – это ответственность
1 час
12
Образование
1 час
13
Наука в современном обществе
1 час
14
Религия как одна из форм культуры
1 час
15
Практикум по теме «Сфера духовной
культуры»
1 час
Тема 3. Социальная сфера (5 часов)
16
Социальная структура общества
1 час
17
Социальные статусы и роли
1 час
18
Нации и межнациональные отношения
1 час
19
Отклоняющееся поведение
1 час
20
Практикум по теме «Социальная сфера»
1 час
Тема 4. Экономика (13 часов)
21
Экономика и ее роль в жизни общества
1 час
22
Главные вопросы экономики
1 час
23
Собственность
1 час
24
Рыночная экономика
1 час
25
Производство – основа экономики
1 час
26
Предпринимательская деятельность
1 час
27
Роль государства в экономике.
1 час
28
Распределение доходов
1 час
29
Потребление
1 час
30
Инфляция и семейная экономика
1 час
31
Безработица, ее причины и последствия
1 час
32
Мировое хозяйство и международная
торговля
1 час
33
Практикум по теме «Экономика»
1 час
34
Заключительный урок
1 час
9 КЛАСС (34 ЧАСА)
Раздел, тема, основное содержание по
темам
Кол-
во
часов
1
Вводный урок.
1 час
Тема 1. Политика
2
Политика и власть
1 час
3
Государство
1 час
4
Государство
1 час
5
Политические режимы
1 час
6
Политические режимы
1 час
7
Правовое государство
1 час
8
Правовое государство
1 час
9
Гражданское общество и государство
1 час
10
Гражданское общество и государство
1 час
11
Участие граждан в политической жизни
1 час
12
Участие граждан в политической жизни
1 час
13
Политические партии и движения
1 час
14
Практикум по теме «Политика»
1 час
15
Практикум по теме «Политика»
1 час
Тема 2. Право
16
Роль права в жизни общества и государства
1 час
17
Правоотношения и субъекты права
1 час
18
Правонарушения и юридическая
1 час
ответственность
19
Правоохранительные органы
1 час
20
Конституция Российской Федерации. Основы
конституционного строя РФ.
1 час
21
Конституция Российской Федерации. Основы
конституционного строя РФ.
1 час
22
Права и свободы человека и гражданина
1 час
23
Права и свободы человека и гражданина
1 час
24
Гражданские правоотношения
1 час
25
Право на труд. Трудовые правоотношения
1 час
26
Семейные правоотношения
1 час
27
Административные правоотношения
1 час
28
Уголовно-правовые отношения
1 час
29
Социальные права
1 час
30
Международно-правовая защита
вооруженных конфликтов
1 час
31
Правовое регулирование отношений в сфере
образования
1 час
32
Практикум по теме «Право»
1 час
33
Практикум по теме «Право»
1 час
34
Заключительный урок
1 час
5. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
образовательной деятельности
Учебные пособия:
1. Обществознание. 6 класс: учебник для общеобразоват. учреждений / под ред.
Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой. – М.: Просвещение
2. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. Обществознание. 7 класс: Учебник
для общеобразовательных учреждений / Под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой. М.:
Просвещение
3. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. Обществознание. 8 класс: Учебник
для общеобразовательных учреждений / Под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Н. Городецкой. М.:
Просвещение
4. Боголюбов Л.Н., Матвеев А.И., Жильцова Е.И, и др. Обществознание. 9 класс: Учебник
для общеобразовательных учреждений / Под ред. Л.Н.Боголюбова, А.И. Матвеева. М.:
Просвещение
Технические средства обучения:
1. Компьютер (с колонками).
2. Мультимедийный проектор.
3. Принтер.
Учебно-практическое оборудование:
1. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления
таблиц и карт.
2. Бумага для принтера.
Специализированная учебная мебель:
1. Парты, стулья
2. Компьютерный стол.