Работа с текстом на уроке фотосинтез.
Предмет биология, курс биология 6 класс, содержательная линия
система, многообразие и эволюция органического мира.
Цель: Развитие познавательных умений анализа текстов различными
приёмами
Учебная дисциплина: биология
Работа с текстом:
Роль зелёных растений в природе и для человека. (176 слов)
Планетарная роль растений определяется их способностью
использовать солнечную энергию и создавать органические вещества из
неорганических (воды и углекислого газа). При этом зелёные растения
выделяют в атмосферу кислород, необходимый для дыхания живыми
существам, населяющим Землю. Растения усваивают и накапливают в себе
энергию; животные и человек, питаясь растениями, расходуют эту энергию в
процессе своей жизнедеятельности. Солнце не только является источником
энергии для образования органических веществ, но и оказывают влияние на
процессы роста и развития растений.
Человек использует растения и как источник питания, и как сырьё для
различных отраслей промышленности (пищевой, текстильной, бумажной,
химической), и как лекарственное средства, а также с декоративными целями
и для улучшения окружающей среды. В зависимости от хозяйственного
использования растения объединяют в группы: хлебные злаки (пшеница, рис,
кукуруза); плодовые (яблоня, груша, вишня); зернобобовые (горох, фасоль,
соя); масличные (подсолнечник, лён); сахаристые (сахарная свёкла, сахарный
тростник); волокнистые (хлопчатник, конопля, лён); эфиромасличные
(лаванда, кориандр); декоративные (роза, хризантема, астра). Человек для
своих нужд использует и многие дикорастущие растения лесные, луговые,
болотные и др.
Чтобы узнать окружающий мир, его нужно внимательно изучать.
Развитие
Развитие
умений анализу
текстов
различными
приёмами
10-15 мин
Л.Н. - Перед вами печатный
текст. Наша задача понять
его. Что для этого нужно
сделать?
Какой тип чтения мы с вами
выберем в начале работы?
Что вы смогли определить при
ознакомительном чтении
текста?
А что еще осталось сделать?
Ознакомительное чтение
текста: определение
ключевых слов и темы
текста.
Изучающее чтение:
определение главной
мысли, проверка умения
соотносить части текста
между собой.
Уточняющий
вопрос 2-3 мин
Применение
полученных
знаний в новых
условиях 3-5
мин.
Можете ли вы сказать, что
текст вами понят полностью?
Л.Н.- Что вам могло бы помочь
наиболее ярко воспринять и
понять данный текст?
Л.Н.. - Хорошо, давайте
попробуем. Перед вами цифры,
которые помогут вам оценить
планетарные масштабы
фотосинтеза: ежегодно в
процессе фотосинтеза
синтезируется 150 млрд. т.
Органического вещества,
выделяется 200 млрд. т.
кислорода. Переведите эти
цифры в килограммы и
сделайте вывод.
Л.Н. Перед вами слова,
отражающие процесс
фотосинтеза, к которым я
добавила слово жизнь. -
Составьте рассказ, по словам
солнце, хлорофилл, атмосфера,
жизнь, фотосинтез. Осознание
«прироста» знаний.
Оценка своего
понимания текста.
Вызывает сомнение
«Планетарная роль»
- иллюстрации, цитаты,
цифровые данные
Математическое
выражение понимание
текста (2-3 мин)
Количество веществ
участвующих в процессе
фотосинтеза столь
значительно, что это
может служить
подтверждением
планетарного характера
этого процесса.
Ответы детей. Пояснение
того, что процесс
фотосинтеза – это
условие поддержание
жизни на планете Земля.