Воспитатель: Бобина Т.Н. МБДОУ №151
«Развитие духовно-нравственной сферы личности ребёнка в
условиях введения ФГОС ДО».
В практике дошкольного образования усвоение норм и ценностей, принятых
в обществе, включая моральные и нравственные (образовательная область
«Социально-коммуникативное развитие»), осуществляется главным образом
в процессе духовно-нравственного воспитания.
Духовно-нравственное воспитание представляет собой целенаправленный
процесс содействия развитию эмоционально-личностной сферы детей,
создание условий для усвоения норм и ценностей, принятых в обществе,
определяющих дальнейшее саморазвитие и самосовершенствование
личности.
Одной из важнейших задач педагога становится поиск эффективных средств
осуществления и оптимизации духовно-нравственного воспитания
дошкольников в ДОО. Это становится актуальным в русле выполнения
требований ФГОС ДО при решении задач образовательной области
«Социально-коммуникативное развитие».
Мы рассмотрим отдельно понятия «духовность» и «нравственность» , так как
именно их содержание связано с процессом формирования ценностной
структуры личности человека.
В настоящие время большое количество научных трудов посвящено
изучению феномена духовности.
Н.П. Шитякова рассматривает понятие «духовность» как «показатель
существования определенной иерархии ценностей, целей, смыслов», как
«способность к самоопределению, самореализации, способности личности
на основе этой иерархии создавать свой внутренний мир».
Н.Н. Никитина определяет духовность как «особый эмоциональный настрой
личности, проявляющийся в тонких движениях души, обострённом
восприятии всего, что окружает человека, в способности к высоким
духовным состояниям и установлению тонких связей между людьми, в
основе которых-чуткое отношение к человеку, забота о его духовном росте и
благополучии».
И.А. Колесникова понимает под духовностью онтологически обусловленное
состояние, неотъемлемое от человека, переживаемое целостно,
проявляющееся на определенной стадии индивидуально-личностного
развития»
Таким образом, духовность можно определить как потребность и
способность личности в присвоении и реализации смыслообразующих
жизненных ценностей, познание и осознание себя в мире.
Сущностью духовности можно считать совокупность впечатлений, идей и
ценностей, которые так или иначе образуются в сознании и реализуются в
действительности.
Истинно духовное воспитание, по мнению Н.Н. Никитиной, не может быть
безнравственным.
Нравственность-социально-психологическая категория, определенный
уровень развития личности, при котором усвоенные ею (личностью)
нравственные ценности социума становятся регулятором ее жизни.
Сущностью нравственности можно считать осознание и принятие или
непринятие моральных норм и правил общества, осмысленное
использование их требований.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что нравственность-это
внешнее проявление духовности.
Духовно-нравственное воспитание-интегрированное понятие, основа
которого- высшие человеческие ценности, формирующие внутренний мир
личности на протяжении всей жизни.
Согласно теории В.Я. Попова, можно выделить следующие этапы
формирования духовно-нравственной сферы личности: «этап элементарной
духовности, охватывающий период младенчества и сопровождающийся
явлениями импринтинга и сенситивности; этап общественно-
ориентированной духовности, который можно подразделить на два
периода- активно-доверительной социализации и осознанной
социализации, охватывающий детско-подростковый период; и третий этап
духовного становления личности-этап духовной саморегуляции».
Основы духовно-нравственных качеств закладываются в младенчестве: в
сознании ребенка на основе импритинга и сенситивности формируется
(приобретаются психические новообразования) определённое отношение к
окружающему миру, закладываются начала добра, любви, красоты. В
младенчестве появляются первые эмоции, которые становятся ответной
реакцией на раздражители, таким образом начинает формироваться
эмоционально-личностная сфера.
В дошкольном возрасте происходит процесс усвоения ребенком социальных
ценностей, требований, норм, которые впоследствии и при определенных
условиях накладываются на приобретенный в младенчестве эмоционально-
личностный опыт и становится внутренним «Я» детской личности,
содержанием побудительных мотивов его поведения. В результате такого
усвоения ребенок приобретает свою, особую систему эталонов ценностей,
т.е. формируются основы духовно-нравственных ценностей.
Учитывая положения «Концепции духовно- нравственного воспитания и
развития гражданина России» и особенности развития детей, можно
выделить две группы ценностей, которые являются основой для
формирования духовно-нравственной сферы личности:
- семейные (любовь, забота, доброта, сочувствие, традиции, уважение к
старшим, забота о младших членах семьи, любовь к родному краю,
моральные ценности);
- культурные (произведения искусства, национальные праздники).
Установлено, что у большинства детей среднего и старшего дошкольного
возраста уже сформировано потребительское мировосприятие и отношение
к жизни, материальные ценности преобладают над духовно-нравственными,
а уровень сформированности духовно-нравственноой сферы личности
детей среднего и старшего дошкольного возраста преимущественно
колеблется от среднего к низкому.
Можно констатировать факт, что процесс духовно-нравственного воспитания
и соответствующая работа по формированию норм, ценностей, принятых в
обществе, в условиях детского сада ведутся, однако нуждаются в углублении
и оптимизации. Систематическое отслеживание динамики развития духовно-
нравственной сферы личности дошкольника на основе показателей позволит
педагогу выстроить содержание деятельности в рамках образовательной
области «Социально-коммуникативное развитие», скорректировать при
необходимости педагогический процесс в целом и индивидуальные
образовательные маршруты детей в частности.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №63 «Лесная полянка» комбинированного вида города
Белово».
Консультация для педагогов «Развитие духовно-нравственной сферы
личности ребенка в условиях введения ФГОС ДО.
Подготовила: Бобина Т.Н.
воспитатель высшей кв. категории.
Дата проведения: 10.11.2015.
Белово 2015.