Основы духовно-нравственных качеств закладываются в младенчестве: в
сознании ребенка на основе импритинга и сенситивности формируется
(приобретаются психические новообразования) определённое отношение к
окружающему миру, закладываются начала добра, любви, красоты. В
младенчестве появляются первые эмоции, которые становятся ответной
реакцией на раздражители, таким образом начинает формироваться
эмоционально-личностная сфера.
В дошкольном возрасте происходит процесс усвоения ребенком социальных
ценностей, требований, норм, которые впоследствии и при определенных
условиях накладываются на приобретенный в младенчестве эмоционально-
личностный опыт и становится внутренним «Я» детской личности,
содержанием побудительных мотивов его поведения. В результате такого
усвоения ребенок приобретает свою, особую систему эталонов ценностей,
т.е. формируются основы духовно-нравственных ценностей.
Учитывая положения «Концепции духовно- нравственного воспитания и
развития гражданина России» и особенности развития детей, можно
выделить две группы ценностей, которые являются основой для
формирования духовно-нравственной сферы личности:
- семейные (любовь, забота, доброта, сочувствие, традиции, уважение к
старшим, забота о младших членах семьи, любовь к родному краю,
моральные ценности);
- культурные (произведения искусства, национальные праздники).
Установлено, что у большинства детей среднего и старшего дошкольного
возраста уже сформировано потребительское мировосприятие и отношение
к жизни, материальные ценности преобладают над духовно-нравственными,
а уровень сформированности духовно-нравственноой сферы личности
детей среднего и старшего дошкольного возраста преимущественно
колеблется от среднего к низкому.
Можно констатировать факт, что процесс духовно-нравственного воспитания
и соответствующая работа по формированию норм, ценностей, принятых в
обществе, в условиях детского сада ведутся, однако нуждаются в углублении
и оптимизации. Систематическое отслеживание динамики развития духовно-
нравственной сферы личности дошкольника на основе показателей позволит
педагогу выстроить содержание деятельности в рамках образовательной