Диагностика и создание условий преодоления неуспеваемости
учащихся среднего звена.
Цели: 1). Провести отличие между понятием «неуспеваемость» и «отставание»
2). Наметить пути диагностики (выявления) неуспеваемости
3). Предложить способы создания условий преодоления неуспеваемости
«Неуспеваемость» и «отставание».
Под неуспеваемостью понимается несоответствие подготовки учащихся требованиям
содержания образования, фиксируемое по истечении какого-либо значительного отрезка
процесса обучения - цепочки уроков, посвященных изучению одной темы или раздела
курса, учебной четверти, полугодия, года. Определение видов неуспеваемости содержится
и в работе А. М. Гельмонта, который выделил три вида неуспеваемости в зависимости
от количества учебных предметов и устойчивости отставания: 1). Общее и глубокое
отставание - по многим или всем учебным предметам длительное время; 2). Частичная,
но относительно стойкая неуспеваемость - по одному - трем наиболее сложным
предметам (как правило, русский и иностранный языки, математика); 3).
Неуспеваемость эпизодическая - то по одному, то по другому предмету, относительно
легко преподаваемая.
Неуспеваемость следует отличать от отставания. Отставание это невыполнение
требований (или одного из них), которое имеет место на одном из промежуточных этапов
внутри того отрезка учебного процесса, который служит временной рампой для
определения успеваемости.
Слово «отставание» обозначает и процесс накапливания невыполнении требований, и
каждый отдельный случай такого невыполнения, т. е. один из моментов этого процесса.
Неуспеваемость и отставание взаимосвязаны. Неуспеваемость является итогом процесса
отставания.
Многообразные отставания, если они не преодолены, разрастаются, переплетаются друг с
другом, образуют, в конечном счете, неуспеваемость. Задача состоит в том, чтобы не
допустить переплетения отдельных отставании устранить их. Это и есть предупреждение
неуспеваемости.
«Портрет» неуспевающего.
1. Ученик не может сказать, в чем трудность упражнения, наметить план его
выполнения, сделать упражнение самостоятельно, указать, что новое получено в
результате его выполнения. Ученик не может ответить на вопросы по тексту, сказать,
что нового он из него узнал. Эти признаки могут быть обнаружены при выполнении
упражнений, чтении текстов и слушании объяснения учителя.
2. Ученик не задает вопросов по существу изучаемого, не делает попыток найти и не
читает дополнительных к учебнику источников. Эти признаки проявляются при
восприятии текстов, в те моменты, когда учитель рекомендует литературу для чтения.
3. Ученик не активен и отвлекается в те .моменты урока, когда идет поиск, требуется
напряжение мысли, преодоление трудностей. Эти признаки могут быть замечены при
выполнении упражнений, при восприятии объяснения учителя, в ситуации выбора по
желанию задания для самостоятельной работы.
4. Ученик не реагирует эмоционально (мимикой и жестами) на успехи и неудачи, не
может дать оценки своей работе, не контролирует себя.
5. Ученик не может объяснить цель выполняемого им упражнения, сказать, на какое
правило оно дано, не выполняет предписаний правила, пропускает действия, путает
их порядок, не может проверить полученный результат и ход работы. Эти признаки
проявляются при выполнении упражнений, а также при выполнении действий в
составе более сложной деятельности.
6. Ученик не может воспроизвести определений понятий, не может, излагая
систему понятий, отойти от готового текста; не понимает текста, построенного на
изученной системе понятий. Эти признаки проявляются при постановке учащимся
соответствующих вопросов.
Диагностика обнаружения отставаний. Основными способами обнаружения
отставаний служат:
- Наблюдение за реакциями учащихся на трудности в работе, на успехи и неудачи;
- Вопросы учителя или его требования сформулировать то или иное положение;
- Обучающие самостоятельные работы в классе. При проведении самостоятельных работ;
- Контроль за посещаемостью слабоуспевающих уч-ся индивидуально-групповых,
консультативных занятий
- Контроль за качеством организации и проведения данных занятий;
- Контроль за эффективностью опроса слабоуспевающих уч-ся на уроке дифференциация,
индивидуализация обучения с учётом степени обучаемости уч-ся и с учётом отнесённости данных
уч-ся к одному из 6-ти педагогических систем;
- Контроль за ведением слабоуспевающими учащимися тетрадей, дневников;
- Работа с тетрадями и дневниками данных уч-ся учителей, классного руководителя;
- Собеседования администрации, учителей, классного руководителя с родителями
слабоуспевающих уч-ся.
Основные причины неуспеваемости.
- Влияние семьи. Наиболее часто отмечаются следующие причины неуспеваемости:
разлад в семье или ее распад, грубость отношении, алкоголизм антиобщественное
поведение родителей, равнодушие родителей к детям и к их образованию ошибки в
воспитании, неумелая помощь детям.
- Влияние среды . Оно тем большее, чем младше школьник;
- Низкий уровень предшествующей подготовки ученика;
- Недостатки воспитанности ученика (лень, недисциплинированность);
- Недостаточный интерес ученика к изучаемому предмету;
- Слабая воля к преодолению трудностей;
- Слабый текущий контроль;
- Неаккуратное посещение уроков;
- Нерегулярное выполнение домашних заданий.
- Несовершенство методов преподавания;
- Отсутствие позитивного контакта с педагогом;
- Страх оказаться лучше других учеников;
- Высокая одаренность в какой-либо конкретной области.
Работа с неуспевающими: создание условий преодоления неуспеваемости учащихся
среднего звена.
На первый план в работе с неуспевающими школьниками выдвигаются воспитательные и
развивающие педагогические воздействия. . Целью работы с неуспевающими признается
не только восполнение пробелов в их учебной подготовке, но одновременно и развитие их
познавательной самостоятельности. Итак, некоторые приёмы для работы с
неуспевающими.
- Создание ситуации успеха. То есть необходимо поставить перед учеником такие
доступные для него задачи, чтобы он мог достигнуть успеха. От успеха, даже самого
незначительного, может быть проложен мост к положительному отношению к учению. С
этой целью используют игровую и практическую деятельность, приобщают
неуспевающих учеников среднего звена к занятиям с отстающими учениками.
- Создание особых условий для опроса неуспевающих учеников. Рекомендуется давать
им больше времени для обдумывания ответа у доски, помогать излагать содержание
урока, используя план, схемы, плакаты. Опрос слабоуспевающих учеников рекомендуется
сочетать с самостоятельной работой других учащихся с тем, чтобы с отвечающим
учеником можно было провести индивидуальную беседу, выяснить его затруднения,
помочь наводящими вопросами.
- Дифференцированная работа учителя на уроке с временными группами учащихся.
Предлагается выделять три группы учащихся: слабых, средних и сильных. Задача учителя
в том, чтобы дать посильную нагрузку для средних и сильных учащихся. На тех или иных
этапах урока организуется самостоятельная работа по группам, и учащиеся выполняют
задания разной степени трудности. Учитель помогает в первую очередь слабым
учащимся. На последнем этапе учащиеся выступают с отчетом о выполненной
самостоятельной работой. Это позволяет неуспевающим ученикам работать над
посильным заданием в необходимом для них темпе.
- Чтобы создавать ситуацию успеха и индивидуализировать домашние задания,
рекомендуется дифференциация и домашней работы учащихся.
- Педагогическая профилактика: поиски оптимальных педагогических систем, в том
числе применение активных методов и форм обучения, новых педагогических
технологий, проблемного и программированного обучения, информатизация
педагогической деятельности.
- Педагогическая диагностика: систематический контроль и оценка результатов
обучения, своевременное выявление пробелов. Для этого применяются беседы
учителя с учениками, родителями, наблюдение за трудным учеником с фиксацией
данных в дневнике учителя, проведение тестов, анализ результатов, обобщение их в
виде таблиц по видам допущенных ошибок.
- Педагогическая терапия: меры по устранению отставаний в учебе.
При объяснении нового материала
Доступен ли темп изложения для слабоуспевающих уч-ся? Акцентируется ли внимание на
главных моментах новой темы? Выясняет ли учитель степень понимания материала
слабоуспевающими уч-ся, стимулирует ли внимание уч-ся вопросами? Используются ли
средства возбуждающие интерес к теме, наглядность, сравнения… Вовлекаются ли уч-ся
в беседу?
В ходе упражнений
Удачно ли подбираются упражнения для самостоятельной работы? Оказывается ли
оперативная помощь слабоуспевающим уч-ся в ходе самостоятельной работы?
Учитывается ли темп работы уч-ся? Приучаются ли ученики осуществлять самоконтроль
в ходе самостоятельной работы?
В целом в средних классах необходимо повысить требовательность, сделать акцент на
формировании у учащихся сознательной дисциплины, ответственного отношения к
учению. Здесь надо особое внимание обратить на благоприятный психологический
микроклимат, тактичный, внимательный подход к учащимся, так как для этого возраста
свойственны стремление к взрослости и повышенная раздражительность, следует
учитывать их интересы.
Заключение.
Неуспеваемость сложное и многогранное явление школьной действительности,
требующее разносторонних подходов при ее изучении. Учителю крайне необходимо
знать индивидуальные особенности детей своего класса и основные принципы изучения
индивидуальных особенностей для того, чтобы организовать работу с этими детьми,
строить индивидуальный подход. Основным средством перевоспитания должна быть
правильная организация жизни и деятельности трудного ребенка. Предупреждение
неуспеваемости предполагает своевременное обнаружение и устранение всех ее
элементов.