Диагностика и создание условий преодоления неуспеваемости
учащихся среднего звена.
Цели: 1). Провести отличие между понятием «неуспеваемость» и «отставание»
2). Наметить пути диагностики (выявления) неуспеваемости
3). Предложить способы создания условий преодоления неуспеваемости
«Неуспеваемость» и «отставание».
Под неуспеваемостью понимается несоответствие подготовки учащихся требованиям
содержания образования, фиксируемое по истечении какого-либо значительного отрезка
процесса обучения - цепочки уроков, посвященных изучению одной темы или раздела
курса, учебной четверти, полугодия, года. Определение видов неуспеваемости содержится
и в работе А. М. Гельмонта, который выделил три вида неуспеваемости в зависимости
от количества учебных предметов и устойчивости отставания: 1). Общее и глубокое
отставание - по многим или всем учебным предметам длительное время; 2). Частичная,
но относительно стойкая неуспеваемость - по одному - трем наиболее сложным
предметам (как правило, русский и иностранный языки, математика); 3).
Неуспеваемость эпизодическая - то по одному, то по другому предмету, относительно
легко преподаваемая.
Неуспеваемость следует отличать от отставания. Отставание — это невыполнение
требований (или одного из них), которое имеет место на одном из промежуточных этапов
внутри того отрезка учебного процесса, который служит временной рампой для
определения успеваемости.
Слово «отставание» обозначает и процесс накапливания невыполнении требований, и
каждый отдельный случай такого невыполнения, т. е. один из моментов этого процесса.
Неуспеваемость и отставание взаимосвязаны. Неуспеваемость является итогом процесса
отставания.
Многообразные отставания, если они не преодолены, разрастаются, переплетаются друг с
другом, образуют, в конечном счете, неуспеваемость. Задача состоит в том, чтобы не
допустить переплетения отдельных отставании устранить их. Это и есть предупреждение
неуспеваемости.
«Портрет» неуспевающего.
1. Ученик не может сказать, в чем трудность упражнения, наметить план его
выполнения, сделать упражнение самостоятельно, указать, что новое получено в
результате его выполнения. Ученик не может ответить на вопросы по тексту, сказать,
что нового он из него узнал. Эти признаки могут быть обнаружены при выполнении
упражнений, чтении текстов и слушании объяснения учителя.
2. Ученик не задает вопросов по существу изучаемого, не делает попыток найти и не
читает дополнительных к учебнику источников. Эти признаки проявляются при
восприятии текстов, в те моменты, когда учитель рекомендует литературу для чтения.
3. Ученик не активен и отвлекается в те .моменты урока, когда идет поиск, требуется
напряжение мысли, преодоление трудностей. Эти признаки могут быть замечены при
выполнении упражнений, при восприятии объяснения учителя, в ситуации выбора по
желанию задания для самостоятельной работы.
4. Ученик не реагирует эмоционально (мимикой и жестами) на успехи и неудачи, не
может дать оценки своей работе, не контролирует себя.