«Утренний сбор» программа
«Вдохновение»
Методические рекомендации для педагогов
( дополнение к профессиональному
самообразованию)
Воспитатель: Ткачева Наталья Владимировна
МБДОУ № 41 « Планета детства»
Организация свободного общения воспитанников одна из задач программы. Начало дня
в хорошем настроении, в теплой дружеской обстановке — половина успешного дела.
В традиции нашей группы вошел «Утренний сбор », он становится любимым "ритуалом" и
для детей и педагогов. «Утренний сбор» предназначен, прежде всего, для того, чтобы
обеспечить возможность межличностного общения детей и взрослых, а так-же для
утреннего приветствия, работы с календарем, беседы о новостях, и планирования дня.
Чем позитивнее утро, тем продуктивнее проходит день. Творческий подход к общению с
детьми позволяет не только настроить их на положительное общение, но и создает
условия для формирования хорошего настроения.
С учетом этого основными задачами утреннего сбора являются:
Создать эмоциональный настрой на весь день – «задать тон».
Создать условия для межличностного и познавательно-делового общения детей и
взрослых.
Развивать эмпатию.
Учить выбирать из личного опыта наиболее значимые, интересные события,
рассказывать о них кратко, но последовательно и логично.
Формировать у детей навыки порядкового счета.
Учить детей работе с календарем, формировать представления о времени года,
числе, дне недели .Заполнении календаря.
Разработать план действий, составлению плана на день.
Развивать умение договариваться о совместной деятельности, распределять роли
и обязанности и др.
По уже сложившейся традиции «утренний сбор» мы начинаем по приходу с утренней
гимнастики, перед завтраком. Первым делом мы совершаем «Ритуал приветствия». Нет
четкого шаблона, обычно мы экспериментируем , дети с удовольствием вносят свои
предложения. Это могут быть различные способы, либо поздороваться ласково, по
спортивному энергично или сделать комплименты . Еще мы любим брать в руки мячик,
ребята приветствуют друг друга и демонстрируют свои «фишки» с мячом (для них это
веселье, а я попутно развиваю ловкость рук, моторику ) . Можно поздороваться взявшись
за мизинчики, встретиться локотками, коленками, обнимашки, носики. Словом, каждый
день мы изобретаем новый вариант.
Затем мы приступаем к заполнению календаря. Сначала дети это делали с помощью
воспитателя. Нам необходимо поставить в кармашки число, день недели, попутно
обсудить какой сейчас месяц, время года, признаки и.т.п. А также мы считаем ,сколько
сегодня в группе девочек, мальчиков, кого больше (дети соревнуются кто победил)
сколько всего ребят. Этот способ помог детям освоить порядковый счет до 25 и более
уже в 4 года.
Далее беседа о новостях. Мы используем микрофон, который дети передают друг другу.
Обмен новостями у нас проходит по-разному. Дети обмениваются последними
впечатлениями и событиями. Мы не регламентируем высказывания детей и даём
высказаться всем желающим. Дети, почувствовав, что им дают наконец-то возможность
свободно говорить на любую тему, стремятся говорить много. В ходе свободного общения
дети могут высказаться и выслушать друг друга, получая удовольствие от общения;
сопереживать друг другу; Во время обмена новостями дети естественным образом
формируют коммуникативные навыки: умение слушать и слышать, умение вести диалог,
умение строить монолог, умение аргументировать свое суждение. Обмен новостями
позволяет видеть образцы речевых высказываний, тренировать собственный
способности, т.е. приобретать коммуникативную компетентность.
Затем мы планируем свое расписание на день. Говорим о плане деятельности на текущий
день (чем они будут заниматься, что делать, какие интересные материалы их ожидают,
предлагается подумать и решить, в какой центр они пойдут, и чем будут заниматься
сегодня). А также составляем расписание на день ( на магнитной доске с помощью
картинок и названий мероприятий) . Производим выбор дежурных .
Утреннее общение для нас – это, прежде всего возможность несколько минут побыть
вместе, что немаловажно для застенчивых детей, рассказать, о чем думаешь, что
чувствуешь.
Педагогам , «Утренний сбор» дает возможность создать атмосферу коллективного
общения, что помогает развитию у воспитанников чувства взаимного уважения и
доброты. Следовательно, одно из основных требований, предъявляемых к
профессиональному мастерству педагога — это умение руководить межличностным
общением детей, разрешать конфликтные ситуации, организовывать созидательную
совместную деятельность.
Таким образом, «Утренний сбор»— один из способов организации свободного общения и
воспитанников, что особенно важно для застенчивых детей или для детей, которые мало
контактируют со сверстниками (отверженные дети).
В ходе «Утреннего сбора» дошкольники учатся правилам речевого диалога, умению
выражать свои чувства, обогащается и активизируется их словарный запас. У детей
развиваются эмоциональная отзывчивость, толерантность, эмпатия, формируются
нравственные представления и понятия для анализа норм и правил поведения,
появляется уверенность в том, что их любят и принимают такими, какие они есть.
Благодаря творческому подходу к организации данного компонента режима пребывания
в ДОУ как у детей, так и у педагогов формируется положительный настрой на весь день,
что благоприятно сказывается на образовательном процессе в целом. Социально-
коммуникативное, познавательное, речевое развитие.
Дошкольные организации – место, где в социально-безопасной, коммуникативно-
насыщенной среде сверстников и профессионально подготовленных взрослых каждый
ребенок может учиться:
участию в обсуждении и принятии решений,
инициированию дел и действий, значимых для себя и других,
управлению своей активностью,
кооперации,
рефлексии,
ответственности за себя и других и др.
В целом – жизнетворчеству
Литература:
1. Свирская Л. В. «Детский совет». Методические рекомендации для педагогов. – М.:
Национальное образование, 2015 – 80с.
2 С.Н. Бондарева А.И. Буренина В. Загвоздкин «Вдохновение» Примерная основная
образовательная программа