По уже сложившейся традиции «утренний сбор» мы начинаем по приходу с утренней
гимнастики, перед завтраком. Первым делом мы совершаем «Ритуал приветствия». Нет
четкого шаблона, обычно мы экспериментируем , дети с удовольствием вносят свои
предложения. Это могут быть различные способы, либо поздороваться ласково, по
спортивному энергично или сделать комплименты . Еще мы любим брать в руки мячик,
ребята приветствуют друг друга и демонстрируют свои «фишки» с мячом (для них это
веселье, а я попутно развиваю ловкость рук, моторику ) . Можно поздороваться взявшись
за мизинчики, встретиться локотками, коленками, обнимашки, носики. Словом, каждый
день мы изобретаем новый вариант.
Затем мы приступаем к заполнению календаря. Сначала дети это делали с помощью
воспитателя. Нам необходимо поставить в кармашки число, день недели, попутно
обсудить какой сейчас месяц, время года, признаки и.т.п. А также мы считаем ,сколько
сегодня в группе девочек, мальчиков, кого больше (дети соревнуются кто победил)
сколько всего ребят. Этот способ помог детям освоить порядковый счет до 25 и более
уже в 4 года.
Далее беседа о новостях. Мы используем микрофон, который дети передают друг другу.
Обмен новостями у нас проходит по-разному. Дети обмениваются последними
впечатлениями и событиями. Мы не регламентируем высказывания детей и даём
высказаться всем желающим. Дети, почувствовав, что им дают наконец-то возможность
свободно говорить на любую тему, стремятся говорить много. В ходе свободного общения
дети могут высказаться и выслушать друг друга, получая удовольствие от общения;
сопереживать друг другу; Во время обмена новостями дети естественным образом
формируют коммуникативные навыки: умение слушать и слышать, умение вести диалог,
умение строить монолог, умение аргументировать свое суждение. Обмен новостями
позволяет видеть образцы речевых высказываний, тренировать собственный
способности, т.е. приобретать коммуникативную компетентность.
Затем мы планируем свое расписание на день. Говорим о плане деятельности на текущий
день (чем они будут заниматься, что делать, какие интересные материалы их ожидают,
предлагается подумать и решить, в какой центр они пойдут, и чем будут заниматься
сегодня). А также составляем расписание на день ( на магнитной доске с помощью
картинок и названий мероприятий) . Производим выбор дежурных .
Утреннее общение для нас – это, прежде всего возможность несколько минут побыть
вместе, что немаловажно для застенчивых детей, рассказать, о чем думаешь, что
чувствуешь.
Педагогам , «Утренний сбор» дает возможность создать атмосферу коллективного
общения, что помогает развитию у воспитанников чувства взаимного уважения и