На доске записаны слова, попробуйте их сгруппировать по общему признаку
и найдите слово, которое не группируется, то есть лишнее слово. Обоснуйте
свой выбор.
Раздумывая, задумавшийся, написано, откликнувшийся (раздумывая -
деепричастие, остальные слова - причастия)
Зарождаясь, направив, отдающий, умея (отдающий – причастие, остальные
слова – деепричастия)
Понимая, обнявшись, помогая, сочувствуя (обнявшись – деепричастие
совершенного вида, остальные слова – деепричастия несовершенного вида)
Итак, выполняя предыдущее задание, вы находили причастия и
деепричастия. - Назовите их главный общий признак (причастие и
деепричастие – особые формы глагола). На прошлом уроке мы начали
говорить о деепричастии. Давайте вспомним:
Что такое деепричастие? (Деепричастие - особая форма глагола, которая
обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном
глаголом)
- Признаки каких частей речи совмещены в деепричастии? (В деепричастии
совмещены признаки глагола и наречия)
- Назовите глагольные признаки деепричастия. (Деепричастия образуются
только от глаголов, бывают совершенного и несовершенного вида) -
Назовите наречные признаки деепричастия. (Деепричастия не изменяются,
т.е. не склоняются и не спрягаются, в предложениях бывают
обстоятельствами) - что вы знаете о причастном обороте? (Причастие с
зависимым словом)
III. Проблемный вопрос: Опираясь на материал слайдов 6 и 7 и
параграфа 29 учебника, расскажите о деепричастном обороте.
(работа в парах)