Возрастные особенности развития детей старшей группы.
Возраст 5-6 лет это старший дошкольный возраст. Он является очень важным возрастом
в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Его можно
назвать базовым возрастом,
когда в ребенке закладываются многие личностные качества,
формируется образ «Я», половая идентификация.
В этом возрасте дети имеют представление о своей гендерной принадлежности по
существенным признакам.
Важным показателем этого возраста 5-6 лет является оценочное отношение ребенка к
себе и другим. Дети могут критически относиться к некоторым своим недостаткам, могут
давать личностные характеристики своим сверстникам, подмечать отношения между
взрослыми или взрослым и ребенком. 90% всех черт личности ребенка закладывается в
возрасте 5-6 лет. Очень важный возраст, когда мы можем понять, каким будет человек в
будущем.
Ведущая потребность в этом возрасте потребность в общении и творческая
активность. Общение детей выражается в свободном диалоге со сверстниками и
взрослыми, выражении своих чувств и намерений с помощью речи и неречевых средств
(жестов, мимики). Творческая активность проявляется во всех видах деятельности,
необходимо создавать условия для развития у детей творческого потенциала. Ведущая
деятельность – игра, в игровой деятельности дети уже могут распределять роли и строить
своё поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью. С 5
лет ребёнок начинает адекватно оценивать результаты своего участия в играх
соревновательного характера. Удовлетворение полученным результатом начинает
доставлять ребёнку радость, способствует эмоциональному благополучию и
поддерживает положительное отношение к себе. Ведущая функция – воображение, у
детей бурно развивается фантазия. Воображение – важнейшая психическая функция,
которая лежит в основе успешности всех видов творческой деятельности человека. Детей
необходимо обучать умению планировать предстоящую деятельность, использовать
воображение для развития внутреннего плана действий и осуществлять внешний контроль
посредством речи.
В 5-6 лет ребенок как губка впитывает всю познавательную информацию. Научно
доказано, что ребенок в этом возрасте запоминает столько материала, сколько он не
запомнит потом никогда в жизни. В познавательной деятельности продолжает
совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины. Дети называют не только
основные цвета, но и их оттенки, знают формы. В этом возрасте ребенку интересно все,
что связано с окружающим миром, расширением его кругозора. Лучшим способом
получить именно научную информацию является чтение детской энциклопедии, в которой
четко, научно, доступным языком, ребенку описывается любая информация об
окружающем мире. Ребенок получит представление о космосе, древнем мире,
человеческом теле, животных и растениях, странах, изобретениях и о многом другом.
Это период наивысших возможностей для развития всех познавательных процессов:
внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Для развития всех этих
процессов усложняется игровой материал, он становится логическим, интеллектуальным,
когда ребенку приходится думать и рассуждать. Конструктор хорошо развивает
логическое мышление. Здесь важным моментом является складывание по схеме – образцу,
начиная с простых узоров. Кубики, различные головоломки, мозаику необходимо
выкладывать по картинке, ориентируясь на цвет, форму, величину. В логических играх
ребенок должен увидеть последовательность, проследить логическую закономерность и
обосновать.
В играх на логику прослеживается и личностный аспект дошкольника. Правильно решив
упражнение, ребенок радуется, чувствует уверенность в себе и желание побеждать. Есть
дети, которые сдаются, не верят в свои силы и задача родителей выработать у ребенка
стремление победить. Важно, ребенок должен знать, что «Я могу». Необходимо прививать
интерес к размышлению и рассуждению, поиску решений, научить испытывать
удовольствие от прилагаемых усилий и получаемого результата. Важно, чтобы детям
сопутствовал успех.
Главное, в развитии детей 5-6 лет – это их познавательное развитие, расширение
кругозора. И все игры, направленные на это дадут хороший результат. Не отвечайте
односложно – «да» или «нет». Отвечайте ребенку развернуто, спрашивайте его мнение,
заставляйте думать и рассуждать. А почему сейчас зима? Докажи. А почему в лесу нельзя
разводить костер. Обоснуй. У детей много неосознанной информации в голове, задача
взрослых им в этом помочь.
ВНИМАНИЕ:
- выполнить задание, не отвлекаясь в течение 10-12 минут, наблюдается переход от
непроизвольного к произвольному вниманию;
- находить 5-6 отличий между предметами, выполнять задания по предложенному
образцу, находить пары одинаковых предметов – это концентрация внимания;
ПАМЯТЬ:
- запоминать 6-8 картинок в течение 1-2 минут;
- рассказывать наизусть несколько стихотворений;
- пересказать близко к тексту прочитанное произведение;
МЫШЛЕНИЕ:
- определять последовательность событий;
- складывать разрезанную картинку из 9 частей;
- находить и объяснять несоответствия на рисунках;
- находить и объяснять отличия между предметами и явлениями;
- находить среди предложенных 4 предметов лишний, объяснять свой выбор.
МАТЕМАТИКА
• Счет в пределах 10, знакомство с цифрами.
• Правильно пользуется количественными и порядковыми числительными (в пределах 10),
отвечает на вопросы: «Сколько?». «Который по счету?»
• Уравнивает неравные группы предметов двумя способами.
• Сравнивает предметы (по длине, ширине, высоте, толщине); проверяет точность
определенным путем наложения или приложения.
• Выражает местонахождение предмета по отношению к себе, к другим предметам.
• Знает некоторые характерные особенности знакомых геометрических фигур.
• Называет утро, день, вечер, ночь; имеет представление о смене частей суток.
• Называет текущий день недели.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
• Имеет достаточно богатый словарный запас.
• Может участвовать в беседе, высказывать свое мнение.
• Составляет по образцу рассказ по сюжетной картине, по набору картинок;
последовательно, без существенных пропусков пересказывает небольшие литературные
произведения.
• Определяет место звука в слове. Обучение чтению необходимо начинать с
формирования фонематического анализа слова.
ПОЗНАНИЕ
• Различает и называет виды транспорта, предметы, облегчающие труд человека в быту.
• Классифицирует предметы, определяет материалы, из которых они сделаны.
• Знает название родного города, страны, ее столицы, домашний адрес.
• Знает о взаимодействии человека с природой в разное время года.
• Знает о значении солнца, воздуха, воды для человека, животных, растений.
• Бережно относится к природе.
ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
• Знает стихотворения, считалки, загадки.
• Называет жанр произведения.
• Драматизирует небольшие сказки, читает по ролям стихотворения.
• Называет любимого детского автора, любимые сказки и рассказы.
В изобразительной деятельности 5 – 6 летний ребёнок свободно может изображать
предметы круглой, овальной, прямоугольной формы, обычно рисунки представляют
собой схематические изображения различных предметов, дети любят рисовать, лепить.
Дети успешно справляются с вырезыванием предметов прямоугольной и круглой формы,
умение вырезывать по контуру – один из показателей готовности к школе.
В развитии эмоциональной сферы необходимо формировать позитивное эмоциональное
отношение к самому себе и своему имени, к членам своей семьи, к друзьям, учить детей
сопереживать, помогать по мере возможности, заботиться о младших. Ребёнок может
произвольно управлять своим поведением, а также процессами внимания и запоминания,
эмоциональными реакциями.
Родители ДОЛЖНЫ оставаться примером для детей. Если родители несут позитивную
информацию, если у ребенка на душе хорошо, нет страха, обиды, тревоги, то любую
информацию (личностную и интеллектуальную) можно заложить в ребенка.