Добавить материал и получите бесплатный сертификат о публикации в СМИ №ФС77-76661

Методика обучения и педагогическая технология

В настоящее время осознается необходимость смены образовательной парадигмы: “Основное противоречие современной системы образования – это противоречие между быстрым темпом приращения знаний в современном мире и ограниченными возможностями их усвоения индивидом. Это противоречие заставляет педагогическую теорию отказаться от абсолютного образовательного идеала (всесторонне развитой личности) и перейти к новому идеалу – максимальному развитию способностей человека к саморегуляции и самообразованию”.

Главное в инновационном обучении – это развитие способностей на основе образования и самообразования. Инновационное образование включает в себя личностный подход, фундаментальность, творческое начало, сущностный и акмеологический подходы, профессионализм. Совершенствование программ и учебников — первое важнейшее условие повышения качества обучения. Но необходимо и второе условие: совершенствование процесса обучения, повышение его качества. Это большая, сложная, многоаспектная проблема. Не охватывая ее полностью, авторы настоящего сборника сосредоточили свое внимание на важнейшем его звене — на методах обучения. Возникает важный вопрос, что представляет собою метод обучения?

Метод обучения «предполагает прежде всего цель учителя и его деятельность наличными у него средствами. Под влиянием этой деятельности возникает и осуществляется процесс усвоения учеником изучаемого содержания, достигается намеченная цель, или результат, обучения. Этот результат служит критерием соответствия метода цели. Таким образом, любой метод обучения представляет собой систему целенаправленных действий учителя, организующих познавательную и практическую деятельность учащегося, обеспечивающую усвоение им содержания образования. Иначе говоря, метод обучения предполагает непременное взаимодействие учителя и ученика, в ходе которого учитель организует деятельность ученика над объектом изучения, а в результате этой деятельности реализуется процесс учения, усвоения учеником содержания образования». Существуют и другие определения метода обучения, но все они сходны в одном: в утверждении единства обучающей деятельности учителя и учащихся. Одно из необходимых условий эффективного обучения - развитие специальных умений, их применение в процессе усвоения нового материала, решении учебных проблемных заданий. Очень большое значение имеет интеpec учащихся, живое, эмоционально положительное отношение к учебной работе; развитие интереса — предпосылка успешности и относительной легкости усвоения учебного материала. Но учебный предмет многообразен, заключает в себе материал, требующий и яркости представления, и живого воображения, и цепкой памяти, напряженности и силы мысли. Все это требует разнообразия работы учителя и учебной деятельности учащихся, а значит, различных методов обучения.

Выбор метода, прежде всего, обусловлен характером данного материала и уровнем развития учащихся, степенью их способности усвоить данный материал с помощью того или иного метода. Большой и сложный вопрос — правильное в данных конкретных условиях соотношение репродуктивной и поисковой учебной деятельности учащихся. Надо отметить, особенно в условиях насыщенного курса средней школы, большое значение рассказа и показа учителя, непосредственного обучения школьников эффективным приемам учебной работы. На уроках должна быть усилена объяснительная функция преподавания. К сожалению, еще нередко превалирует информативность, а не доказательность изложения, беседы и пр. Без повышения объяснительной роли обучения нельзя рассчитывать на успешное внедрение поисковых, проблемных приемов обучения, которые побуждают учеников высказывать предположения, находить аргументы, сравнивать, т. е. делать самостоятельные шаги в усвоении нового материала.


Дата: 28 октября 2019 
Просмотров: 5