Одна из важнейших задач физического воспитания и обязательных для всех обучаемых уроков — формирование потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями, умением правильно организовать этот процесс к себе или уметь помочь в этом другим.
В этом аспекте важную роль приобретают государственные образовательные стандарты в отношении самостоятельных занятий физическими упражнениями.
Физическое воспитание — неотъемлемая составляющая воспитания и образования подрастающего поколения Российской Федерации и многих других государств.
В наших школах физическое воспитание по своей направленности, содержанию, формам организации и методам реализации подразделяется на ч е т ы р е о с н о в н ы е
разновидности: учебный предмет «Физическая культура», физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня, внеклассная спортивно-массовая работа, общешкольные физкультурно-массовые и спортивные мероприятия.
Учебный предмет (учебная дисциплина) «Физическая культура» обязателен для реализации образовательными учреждениями и для усвоения обучающимися и регламентируются объем учебного времени.
Постоянно возрастает его значимость в формировании психофизического состояния учащейся молодежи. Все это обусловливает потребность данной дисциплины базироваться на современных теории и методике обучения. Предмет «Физическая культура» в силу специфики функций в структуре содержания общего образования значительно отличается от других учебных дисциплин, так как связан с комплексным воздействием на морфофункциональную сферу, состояние здоровья и психику учащихся. Содержание и средства обучения, характер дидактического взаимодействия учителя и учащихся очень специфичны. Общие закономерности обучения двигательным действиям, развития двигательных (физических) способностей, воспитания качеств личности в процессе занятий физическими упражнениями разработаны и описаны в теории и методике физического воспитания и спорта, выделены базовые и смежные области.
Смежные области: теория и методика базовых и новых физкультурно-спортивных дисциплин, теория и методика внеурочных форм организации физического воспитания в школе. Связь профессионального физкультурного образования с теорией и методикой обучения предмету «Физическая культура» способствует значительному его развитию.
Физическая культура как самостоятельный учебный предмет прошла относительно долгий и трудный путь. В России была создана научно-обоснованная система физического образования П.Ф.Лесгафта; в Сибири, на Кавказе, Крайнем Севере, Дальнем Востоке физическое воспитание осуществлялось с использованием элементов народной физической культуры. Применялись немецкая, шведская и сокольская гимнастические
системы. Положительное влияние на отношение к физической культуре в школах оказала марксистская концепция всесторонне развитой личности, которая получила дальнейшее развитие и практическое воплощение в теории, практике педагогической мысли в послереволюционной России. Обосновывая конечную цель воспитания в будущем, К.Маркс выдвинул формулу гармонического развития личности как единство умственного и физического воспитания и технического обучения. Физическое воспитание превратилось в инвариантный компонент процесса формирования социалистического типа личности: всесторонне развитой, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.