Добавить материал и получите бесплатный сертификат о публикации в СМИ №ФС77-76661

Музыкальная лаборатория «Страна волшебных звуков»

Одним из эффективных методов работы является поисковая деятельность, а именно – экспериментирование.

В музыкальном образовании процесс экспериментирования способствует развитию инициативности, произвольности и креативности личности ребенка, формированию его интеллектуальной компетентности.

Среди музыкальных экспериментов важное место занимают эксперименты со звуком. В процессе таких экспериментов дети учатся различать музыкальные и шумовые звуки, находить звуковые ассоциации, группировать звуки на основе общих признаков, производить подбор к звукам словесных определений.

Для этого на музыкальных занятиях я использую дидактическую игру «Музыка живёт во всём», с помощью которой дети угадывают различные виды звука. Эксперименты проводились в поисках звуков города, деревни; в поиске ассоциаций при работе со звуками природы (шелест листьев воспроизводили шуршанием бумаги, пение синицы – постукиванием по хрустальному стаканчику и т. п., в звучании музыкальных произведений. Вся деятельность носила игровой и занимательный характер.

И сегодня я хочу представить вам свой педагогический опыт целью которого было сформировать у детей развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, умение экспериментировать со звуками.

На занятии мы предложили детям стать настоящими учеными, и отправится в

«музыкальную лабораторию» для изучения того, чего нельзя взять в руки - его величество звук.

Ребята самостоятельно исследовали и проводили предложенные эксперименты.

Опыт 1. «Волшебный бумажный листочек», нужно было свернуть листок бумаги в трубочку и подуть в него. Что мы чувствуем? Бумажная трубочка дрожит, пальцам стало щекотно. Звук заставляет дрожать бумажную трубочку, а трубочка щекочет пальцы. Затем прислушались к своему телу. Ладонями обхватили свое горло и произнесли своё имя. Внутри горла что-то дрожит. Это дрожат голосовые связки, которые похожи на натянутые струны, ниточки. Какой же, вывод, мы можем сделать? Звук можно почувствовать.

Опыт 2. «Волшебная струна» Посмотрите гитару в моих руках (показываю) Это наше горлышко. А струны, которые натянуты на гитаре, это наши голосовые связки. Для того, чтобы спеть или сказать слово, надо чтобы «эти ниточки – струны», т.е. голосовые связки задрожали. Я аккуратно потрогаю струны, начнётся вибрация и появится звук. Предложила нескольким детям тихо подергать струны, потом посильнее-звук стал громче. потом я натянула струну, что происходит, звук меняется, становится выше. Обратили внимание на толщину струн, поэкспериментировали с высотой звука.

Опыт.3 «Бумажный телефон» Один человечек говорит в стаканчик, а другой, приложив стакан к уху, его слушает. Простой и всем известный эксперимент, легко показал детям, как распространяется звуковая волна, и как вибрация влияет на громкость звука.

Опыт 4 «Кукарекающий стакан»

Научное объяснение: когда влажная салфетка скользит по нитке, она создает вибрации, которые поднимаются вверх, достигая донышка стаканчика, и весь стакан начинает колебаться. Как и в предыдущем опыте колебания передаются воздуху внутри стаканчика. Форма стаканчика усиливает звук, и мы слышим довольно громкое

«кукарекание», раздающееся из стакана. Опыт 5. «С динамиком и свечой»

 

Опыт продемонстрировал нам возможность увидеть звук. Мы слушали музыку на низких частотах, достаточно громко. Здесь я предложила детям закрыть ушки руками, и мы увидели, как звуковая волна затушила свечу.

Опыт 6. «С расческой»

Извлекаем звук из расчески. Зубчики расчёски дрожат от прикосновения и издают звук. Он тихий и слабый. Ставим расчёску одним концом на куб. Повторяем опыт. Кладем руку на куб, чувствуем вибрацию. Звук стал громче. Колебания передаются кубу, и он усиливает звук.

Чем сильнее движение и вибрация воздуха, тем сильнее и громче звук.

Мы с вами знаем, что звуки различаются не только по силе- громкости, но и по высоте. Что может делать мелодия (топтаться, прыгать, двигаться вверх и вниз), звуки могут изменяться по высоте, от этого и появляется мелодия. Что бы это подтвердить мы провели опыт на высоту звука:

Опыт 7. «Поющие бокалы» Бокал необходимо наполнить водой, а   потом можно смоченным в воде пальцем водить по краю бокала. Получается отличное пение бокала! Научное объяснение: Высота звука зависит от толщины стенки бокала и количества в нём воды. Чем тоньше стекло и чем меньше воды, тем звук выше.

В завершении нашего эксперимента дети послушали волшебную классическую музыку П.И. Чайковского из балета «Щелкунчик» танец «Фея Драже», исполненную с помощью поющих бокалов.

Вывод. В процессе экспериментирования дети научились устанавливать причинно- следственные связи и элементарные представления о природе возникновения звуков: Что звучит? Музыка или шум? Почему все звучит? Откуда берется голос? Как распространяется звук? Каковы причины происхождения низких и высоких звуков (частота звука)?

Через различные ощущения-зрительные, слуховые и тактильные, дети, включив свое творческое воображение и музыкальность, поняли, что звук можно не только слышать, но и видеть и чувствовать.

Детское экспериментирование - является эффективным средством развития важных качеств личности, таких как творческая активность, музыкальность и самостоятельность.

«Самое лучшее открытие-то, которое ребенок делает сам». Р.У. Эмерсон.

Все это помогает нам воспитывать любовь к музыке и желание участвовать в музыкальном процессе.

 


Дата: 17 декабря 2024 
Просмотров: 24