Пластилинография – нетрадиционная техника лепки, выражается в изображении более или менее выпуклых по объёму изображений на горизонтальной поверхности. В данной технике персонажи и фон изображаются при помощи вылепливания на поверхности. Так же можно включать в композицию природный материал, бусины, бисер и бросовый материал.
Данная тема меня заинтересовала. Я изучила основные техники, прошла курсы обучения по пластилинографии «ГАММА в образовании».
Данная техника открывает следующие возможности в развитии и обучении:
Пластилинография — достаточно кропотливый процесс, который стимулирует усидчивость, терпение, стремление доводить начатую работу до конца.
Данная разновидность лепки совершенствует мелкую моторику — происходит подготовка детской руки к письму.
Раскрывает творческий потенциал детей, причем с самого младшего возраста.
В процессе работы развиваются такие психические процессы, как внимание и память, логическое мышление и воображение.
Выполнение подобных поделок развивает пространственную ориентацию, сенсомоторную координацию — это именно те функции, которые обеспечивают успешное обучение в школе.
При данном виде творчества происходит интеграция образовательных областей (познание окружающего мира, развитие речи, музыка и т. д).
При успешном освоении данной техники ребята могут делать эксклюзивные подарки своим родным и друзьям, создавать картины, которые украсят домашний интерьер.
При работе с детьми младшего возраста перед собой поставила следующие задачи:
Владение пластилинографией предусматривает применение в работе разнообразных приёмов. Основными дети уже ознакомились на традиционных занятиях. Это раскатывание пластилина между ладонями прямыми движениями рук, скатывание в шарик, сплющивание шарика между ладонями, оттягивание – получение заострённого кончика предмета.
Заглаживание, размазывание, надавливание – приёмы характерные для пластилинографии, необходимы для создания плоской и гладкой поверхности. Они выполняются усилиями кончиков пальцев.
Начиная с раннего возраста можно начинать знакомить детей с пластилинографией. Малыши 2-3 лет способны осваивать простейшие приёмы лепки. Конечно детские пальчики ещё совсем неуклюжи, поэтому не стоит забывать о качестве предлагаемых материалов и соблюдать простые, но очень важные правила при организации рабочего места.
Рекомендации:
Для детей младшего дошкольного возраста приемлемы следующие приёмы и способы пластилинографии.
Рисование мазками. Техника заключается в размазывании пальцем небольших кусочков пластилина. Удобнее использовать указательный палец, мазки можно делать
разной длины, смотря, что нужно изобразить – длинные детали (ствол дерева, волна, травинка) или короткие (лепесток, листья, лучи солнца).
Рисование шариками из пластилина. Скатать на доске небольшие шарики, слегка придавить к основе. С помощью этого приёма можно заполнить контуры рисунка или выполнить объёмные детали.
Расплющивание на основе скатанных шариков. Скатать шарики нужной величины. Расплющить их на основе. Можно использовать их как отдельные элементы, а можно заполнить ими всю поверхность.
Таким образом дети младшего возраста осваивают различные виды пластилинографии.
Прямая пластилинография. Изображение строится на ровной поверхности. Вначале предлагается готовый рисунок с готовой основой. При выполнении картины нужно сначала скатать объёмные формы, потом расположить их по контуру и расплющить в соответствии с замыслом, хорошо присоединив детали.
Обратная (витражная) пластилинография предполагает изображение с обратной стороны основы. Например, прозрачный пластик или оргстекло. Рисунок составляется на основе маркером, а затем его элементы заполняются пластилином. В рисунок подбираются кусочки пластилина нужного размера и цвета, размягчаются, а затем размазываются по прозрачной основе.
Мозаичная пластилинография. Изображение составляется из заранее скатанных пластилиновых шариков. Главное подобрать соответствующие цвета и аккуратно заполнить ими контурное пространство, не выходя за его пределы. Затем прижать изображение к основе.
И это в дальнейшем позволяет детям овладеть более сложными видами пластилинографии.
Для достижения положительных результатов в развитии ребёнка невозможно ограничиться только работой, проводимой в стенах детского сада. Родители самые активные и заинтересованные участники воспитательного процесса. В период дистанционного обучения работа с детьми в технике пластилинографии очень понравилась детям и родителям. Совместно с родителями некоторые дети освоили технику пластилинового квиллинга.
Проводимые с родителями консультации, мастер-классы, выставки совместного творчества дали свои результаты. Некоторые работы детей были оценены призовыми дипломами различного уровня.
Итак, занятия с пластилином играют важную роль в развитии малыша и при грамотном подходе сыграть немаловажную роль в том, чтобы малыш вырос всесторонне развитым.