Добавить материал и получите бесплатный сертификат о публикации в СМИ №ФС77-76661

Применение нетрадиционных техник изобразительной деятельности в работе с детьми с расстройствами аут

В настоящее большое внимание уделяется проблеме изучения и коррекции психических расстройств у детей.

Ранний детский аутизм, расстройства аутистического спектра являются одними из сложных и наиболее серьезных психических нарушений развития.

Дети с расстройствами аутистического спектра испытывают трудности в установлении контакта с детьми, со взрослыми. Для развития ребенка с расстройствами аутистического спектра, его успешной социализации необходимо своевременное начало коррекционной работы и выбор адекватных способов ее проведения.

Детям с расстройствами аутистического спектра необходим особый подход, учитывающий их особенности восприятия и мышления. Только при условии продуманной, последовательной коррекционно-развивающей работы у ребенка с расстройствами аутистического спектра будут формироваться отношения с окружающей действительностью, прежде всего социальной.

 

Организовать специальную помощь в социальной адаптации детей с аутизмом можно через использование нетрадиционных подходов, а именно через нетрадиционные техники изобразительной деятельности. Эти подходы помогают детям с расстройством аутистического спектра в развитии личностного потенциала, творческих способностей, а также мелкой моторики и самостоятельности.

Изобразительная деятельность является хорошим средством для установления контакта между взрослым и ребенком, а также средством определенной коррекции недостатков интеллектуального и эмоционального развития детей. Она наиболее приближена к игре, доступна, в ней есть возможность выразить свои переживания через различные образы, использование разных цветов. В то же время - это наглядная и продуктивная деятельность, дающая возможность получить результат.

Для поддержания активности можно использовать различные техники рисования. Это и пальчиковая живопись, водяная печать, использование различных приспособлений для рисования, такие как ушные палочки, губки, вата. Такие занятия развивают ребенку воображение и попутно мелкую моторику.

Известно, что ребенок с расстройством аутистического спектра мыслит образами, а в создании рисунка он и использует это. Где-то ему даже проще нарисовать о своих потребностях и желаниях, нежели сказать, особенно если ребенок не говорит. Это одна из методик вовлечения ребенка в общение со взрослыми. Необходимо лишь подтолкнуть его к этому через различные игры, связанные с рисованием.

Надо не просто дать ребенку задание и смотреть как он его выполняет, а участвовать. Начните рисовать с ним одну картинку. Быть может ребенок не захочет этого делать, а вы можете начать и без него. Он обязательно подключится, ведь ему интересно, что это вы там делаете. А дальше уже можно будет усложнять работу.

Полезно также сочетать занятия изобразительной деятельности с сюжетной игрой, с физическими упражнениями в игровой форме.

На занятиях с ребенком с РАС необходимо выбирать место для каждого вида деятельности. На первых порах оно может быть где угодно, на полу, подоконнике, за столом, в определенном месте комнаты и зависеть от того, где ребенок будет находиться, а в дальнейшем полезно закрепить место для каждого вида деятельности.

Для мотивации к деятельности следует использовать наиболее ценные интересы ребенка. Важно заметить этот интерес. Например, девочка играет со счетными палочками, вставляя их между пальцами рук и производя характерные движения, ходьбы на лыжах. Нужно найти картинку лыжника и предложить нарисовать его! Девочка заинтересована и готова выполнять работу. Показываем способ изображения лыжника путем обведения руки. Обвожу руку ребенка простым карандашом. Потом предлагаю раскрасить лыжника. Предоставляю ребенку выбрать самостоятельно изобразительные материалы - краски, гуашь, карандаши. Девочка самостоятельно выбирает их и начинает работать. На этом примере прослеживается цепочка последовательной деятельности от мотивации к результату. Достичь устойчивых отношений с ребенком с РАС и создать условия для проявления им своих чувств в изобразительной деятельности очень непросто.

Метод совместного рисования очень помогает налаживанию контакта с ребенком с расстройствами аутистического спектра. Ведь только налаженный контакт способствует продуктивной деятельности.

 

Например, можно предложить ребенку дорисовать начатый взрослым какой – либо рисунок, если он соглашается, то возникает ситуация общения. Необходимо так же поддерживать любую попытку детей воспользоваться своей речью, а для этого взрослый должен комментировать все, что происходит на бумаге.

Для изображения необходимо выбирать конкретные предметы, людей, персонажей, хорошо знакомых ребенку. Если ребенок пытается сам мазнуть краской или оставить след карандашом или фломастером, мы пытаемся придать смысл, подрисовать какую-то деталь, благодаря которой создается понятный и интересный ему образ.

Ребенку легче ориентироваться в окружающем мире, если задействованы при этом все органы чувств: зрение, слух, осязание, обоняние и вкус, которые являются основными сенсорными системами.

Лепка – одна из важнейших коррекционных методик: одновременно будет развиваться и моторика, и сенсорная чувствительность. Для лепки можно использовать как обычный пластилин, пластилин Плей-доо, так и тесто. На занятиях можно не просто играть с пластилином, но и включать новое в работу, природный материал, различные крупы, семена. Ребенку проще посмотреть, потрогать, понюхать и понять естественные объекты. Так же можно использовать вату, картон, бумагу с различной поверхностью, ткани. Из всего этого можно создавать разнообразные поделки. Главное подходить к работе творчески, и у вас все получится.

Наравне со всеми детьми, дети с расстройствами аутистического спектра принимают участие в творческих конкурсах разного уровня и получают награды.

В заключении можно сделать следующие выводы, что правильно подобранные подходы и их своевременное применение способствует наступлению значительного положительного эффекта в коррекционной и развивающей работе с детьми с расстройством аутистического спектра.


Дата: 17 ноября 2024 
Просмотров: 23