Дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, увеличивается ее целенаправленность; более различными и координированными делаются движения, в том числе и мелкая моторика руки. Данный возраст можно охарактеризовать рядом новообразований, учет которых важен для дальнейшего развития ребенка. Так, с 1,5 –3 лет случаются главные изменения в характере и содержании деятельности ребенка, в связах с окружающими: взрослыми и сверстниками. Ведущий вид деятельности в этом возрасте – предметно-действенное сотрудничество. Наиболее значительное достижение в этом возрасте состоит в том, что действия ребенка приобретают целенаправленный характер.
Резко возрастает любознательность детей. В этом возрасте случаются существенные изменения в развитии речи: значимо увеличивается запас слов, возникают простые виды суждений об окружающем, которые выражаются в довольно развернутых высказываниях.
В этом возрасте совершается дальнейшее совершенствование мелко моторных функций рук ребенка, с которыми близко взаимосвязаны процессы мышления. Как правило ребенок, обладающий высоким уровнем развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него довольно сформированы: память, внимание, связная речь. Потому работа по развитию мелкой моторики должна возникнуть задолго до поступления в школу. Приступать к этой работе нужно с самого раннего возраста.
О свойствах мелкой моторики знали наши мудрые потомки. Из поколения в поколение переходят забавные народные потешки: «Ладушки-ладушки», «Сорока – белобока» и другие пальчиковые игры. Педагог Василий Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Познание окружающего мира крохой начинается с «живого созерцания», с сенсорных процессов — ощущения, восприятия, представления. Развитие их у ребёнка формирует нужные предпосылки для возникновения более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления). Развитие многих способностей (например, музыкальных, изобразительных) также связано с развитием восприятий, ощущений. Сенсорное развитие напрямую связано с мелкой моторикой рук, потому как осязание – одно из пяти чувств человека, при помощи которого дети в раннем возрасте приобретают большое количество информации об окружающем мире.
Детский сад
Упражнения в повседневной жизни важны для маленьких детей. Правильное развитие мелкой моторики определяет также формирование у ребенка сенсомоторной координации - скоординированного действия рук и глаз.
С помощью зрения ребенок осваивает окружающую реальность, контролирует свои движения, благодаря чему они делаются более совершенными и точными. Зрение и движения рук становятся главным источником познания ребенком окружающей реальности. Постигая всевозможные предметы, трогая и ощупывая их руками, ребенок подходит к пониманию причинных связей. Чем старше становится ребенок, тем оживленнее он использует руки и пальцы, для того чтобы воспроизвести увиденное или реализовать задуманное. Ребенок создает дома, башни и мосты, изображает животных и людей, буквы и числа, и в конечном результате учится писать. При выполнении всех этих действий глаза помогают рукам.
Усвоение сравнительно тонкими действиями рук происходит в процессе развития кинестетического ощущения — положения и перемещения тела в пространстве, т.е. в процессе формирования зрительно-тактильно-кинестетических связей. Затем сформирования этих связей движения руки начинают в большей степени выполняться под контролем зрения, сейчас уже вид предмета — это стимул движений рук по направлению к нему.
Среди других двигательных функций движения пальцев рук имеют особенный смысл, так как оказывают большое воздействие на развитие высшей нервной деятельности малыша. Тем не менее прежде чем рука ребенка начинает в своих действиях напоминать руку взрослого человека, проходит сравнительно большое время.