Добавить материал и получите бесплатный сертификат о публикации в СМИ №ФС77-76661

Влияние русских народных сказок на развитие связной речи старших дошкольников

Современные дети живут в мощном потоке информации, живое общение заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постепенно растет, поэтому развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.

Средством обучения связной речи является рассказывание детей. А самая благодатная почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности, является сказка. Поэтому, для решения данной проблемы выбрали работу по ознакомлению с русскими народными сказками, так как сказки прочно вошли в детский быт малыша, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе маленького ребенка; близка его мышлению, представлению. После чтения необходимо провести беседу с детьми.  Она помогает лучше понять  с помощью взрослого содержание сказки и  языковую особенность этого жанра. Проведение игр драматизаций по русским народным, является эффективным приемом в развитии связной речи детей. В процессе игры ребенок создает образ действием и словом, что способствует активному развитию его речевой деятельности.

В старшем дошкольном возрасте дети уже сами показывают кукольные спектакли по знакомым сказкам. Эта форма работы очень интересна и полезна. Такие показы глубже развивают у детей художественные способности, учат их понимать и переживать содержание литературных произведений. В них ребенок не является действующим лицом.

Детский сад

Непосредственно образовательную деятельность по ознакомлению со сказками строим по следующему алгоритму: перед прочтением сказки подготавливаем детей, к ее восприятию, загадываем загадки о персонажах произведения, уточняем отдельные слова или словосочетания, содержащихся в тексте, демонстрируем иллюстрации. При повторном чтении используем прием завершения детьми отдельных предложений. Проводим разбор содержания сказок в вопросно-ответной форме, вопросы направляются на выделение основных моментов сюжетного действия. Чтение сказки сопровождается наглядным материалом. В режимных моментах проводим чтение и рассказывание сказок, которое побуждает детей к сочинению своих собственных произведений на самые разные темы. Работая над проблемой связной речи у детей, можно сделать следующий вывод, что планомерное, систематическое использование русских народных сказок является эффективным средством для развития связной речи.

Дети слушают сказку

 Русским народным сказкам присущая необычайная простота, яркость, образность и это способствует развитию связной речи детей дошкольного возраста. Сказки обучают ребенка сравнению, сопоставлению, тем самым давая детям возможность выбора добра или зла. Речь у детей становиться логической, эмоциональной, образной, красивой, увеличивается словарный запас.


Дата: 17 августа 2022 
Просмотров: 268